Правила участия граждан в охране общественного порядка

image_pdfimage_print

Одним из направлений сферы обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности является привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности. Граждане РФ допускаются к охране общественного порядка не как часть или структура какого-либо правоохранительного органа или органа исполнительной власти, а как самостоятельный субъект. При этом гражданам создаются правовые условия для такой деятельности. К таким условиям можно отнести специальный правовой статус, определенные законом полномочия и обязанности, участие в специальных объединениях и т.д.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами:

1) добровольности;

2) законности;

3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в следующих формах:

1) Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам.

2) Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести

 3) Внештатное сотрудничество с полицией

4) Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено право граждан в установленном порядке участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в случае крайней необходимости отдельные граждане, не являющиеся спасателями, могут с их согласия привлекаться к участию в проведении аварийно-спасательных работ. Решения о привлечении граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ принимают руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, руководители ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Привлекаются, как правило, специалисты в определенной области (медицинские работники, крановщики, экскаваторщики, электрики и т.д.), хотя законом не установлены какие-либо специальные требования в отношении лиц, которые могут быть задействованы в аварийно-спасательных работах.

Учитывая указанные обстоятельства, представляется, что индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (например в качестве внештатных сотрудников) возможно только в условиях крайней необходимости.

Реализация права граждан на участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возможно через их участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, которым согласно статьи 15 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предоставлено право участвовать в осуществлении мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

0

Автор публикации

не в сети 1 день

Редакция "Законовест"

28
Комментарии: 0Публикации: 161723Регистрация: 22-02-2018
Copyright © 2018-2020 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля