Якутская природоохранная прокуратура разъясняет о требованиях, предъявляемых к сбору бивней мамонта и других окаменелых останков мамонтовой фауны, и об ответственности за их сбор с нарушением закона

image_pdfimage_print

В Арктических районах Якутии широкое распространение получила деятельность по сбору бивней мамонта и других ископаемых мамонтовой кости. Нередко сбор таких материалов осуществляется путем подмыва береговых обрывов мощными водяными мотопомпами, несанкционированного посещения особо охраняемых природных территорий.

В этой связи сегодня мы будем говорить с заместителем Якутского природоохранного прокурора Саввой Степановым о том, кто может осуществлять данный вид деятельности, требуется ли получение разрешительного документа, в каких случаях бивни мамонта подлежат передаче государству, какую ответственность несут недобросовестные граждане, осуществляющие их незаконный сбор, и что необходимо знать, чтобы не пополнить их число.

Чем регламентируется деятельность по сбору палеонтологических останков мамонтовой фауны?

В настоящее время бивни мамонта и другие окаменелые останки мамонтовой фауны являются палеонтологическими коллекционными материалами, которые отнесены к иным полезным ископаемым, не включенным в другие группировки.

В соответствии с законодательством о недрах разрешен сбор палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны. Добыча палеонтологических останков мамонтовой фауны как таковая не предусмотрена.

Отношения, возникающие при сборе палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-I, Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, утв. приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 № 711, Законами Республики Саха (Якутия) от 02.07.1998 г. З № 29-II «О недрах», от 16.06.2005 г. З № 507-III «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны», Порядком предоставления типовой формы информационных отчетов по сбору коллекционных палеонтологических материалов и Порядком их маркировки, утв. приказом Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 06.03.2018 № 108-ОД, Административным регламентом Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) по осуществлению государственной услуги «Выдача решения для осуществления сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов», утв. приказом Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 12.12.2018 № 681-ОД (в ред. приказа от 29.05.2020 № 322-ОД).

Кто может осуществлять данный вид деятельности и требуется ли получение разрешительного документа?

Право пользования участком недр для целей сбора коллекционных материалов предоставляется юридическим лицам и физическим лицам, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Правовым основанием для сбора палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны служит лицензия на пользование недрами, выдаваемая на территории Якутии Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия).

Могут ли представители коренных малочисленных народов Севера осуществлять сбор останков мамонтовой фауны без лицензии?

Сбор палеонтологических материалов, в том числе останков мамонтовой фауны, в Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р, не включен.

Вместе с тем, статьей 13 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» установлено, что использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется в том числе общинами малочисленных народов.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционной хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», ч. 4 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.10.2003 г. 82-З № 175-III «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» община коренных малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

Община коренных малочисленных народов в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 4 ст. 123.16 Гражданского кодекса РФ является некоммерческой организацией.

Сведения о регистрации общины коренных малочисленных народов в качестве некоммерческой организации можно получить в свободном доступе на официальном сайте Министерства юстиции РФ в сети «Интернет» по адресу: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx.

Для сбора палеонтологических материалов обязательно требуется получение лицензии на пользование недрами. Такую лицензию вправе получить община коренных малочисленных народов как юридическое лицо.

 

В случае, если пользователь недр собрал на своем участке бивень мамонта, право собственности на такой палеонтологический материал когда у него возникает?

Согласно статье 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии с п. 8 Условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью выдаваемых в настоящее время на территории республики лицензий, собранные на участке недр палеонтологические коллекционные материалы мамонтовой фауны являются собственностью пользователя недр, если они не представляют научную и культурную ценность для собственника недр – государства в лице Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Палеонтологические коллекционные материалы мамонтовой фауны, представляющие такую ценность, подлежат передаче государству.

Частью 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.06.2005 г. З № 507-III «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны» установлено, что на уникальные бивни мамонта и другие остатки мамонтовой фауны приоритетное право выкупа имеет государство. Они могут быть выкуплены через уполномоченный орган исполнительной власти и государственные учреждения.

На территории республики таковым учреждением является Государственное бюджетное учреждение РС(Я) «Академия наук Республики Саха (Якутия)», расположенное по адресу: г. Якутск, пр. Ленина, д. 33.

Факт отнесения собранных пользователем недр на участке бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны к научным и культурным ценностям устанавливается посредством проведения экспертизы.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.06.2005 3250-З №507-III «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны» сырье в виде бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны, не представляющее научную и иную ценность и не выкупленное Правительством Республики Саха (Якутия) и Правительством Российской Федерации, в соответствии с лицензией и лицензионным соглашением может использоваться недропользователем, в дальнейшем, по своему усмотрению.

Например, могут быть использованы ими для создания и пополнения коллекций научного, художественно-декоративного и иного назначения.

В этом случае право собственности пользователя недр на бивни мамонта и другие остатки мамонтовой фауны устанавливается в том числе заключением эксперта, письмом ГБУ РС(Я) «Академия наук Республики Саха (Якутия)» об отказе в их выкупе, договором купли-продажи и иными документами.

С учетом изложенного право реализации (продажи) не представляющих научную, культурную ценность и не выкупленных государством бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны (путем заключения с третьими лицами договора купли-продажи) возникает у недропользователя только после соблюдения процедуры выкупа в силу ст. 22 указанного Закона Республики Саха (Якутия) от 16.06.2005.

Несоблюдение условий пользования недрами и перечисленных требований законодательства влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Предусмотрена ли ответственность за сбор палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны без получения соответствующей лицензии?

Да, действующим законодательством в рассматриваемой сфере установлена как административная, так и уголовная ответственность.

Так, за пользование недрами без лицензии (безлицензионный сбор) законодательством РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в размере до 1 млн. руб.

В случае, если в результате безлицензионного сбора палеонтологических материалов получен доход в крупном размере, т.е. на сумму свыше 2 250 тыс. руб., виновное лицо несёт уголовную ответственность по ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии с назначением уголовного наказания вплоть до ареста на 6 месяцев.

Следует отметить, что в действующем законодательстве нет прямой ответственности за самовольное извлечение палеонтологических материалов из недр, почвы либо водных объектов, а равно применение при этом технических средств и устройств, влекущих повреждение или уничтожение почвенного покрова, грунтов либо негативное воздействие на водные объекты. В связи с этим неоднозначна правоприменительная практика при квалификации правонарушений, связанных со сбором палеонтологических материалов.

Например, при сборе палеонтологических материалов, находящихся на поверхности земли либо вымытых в водные объекты естественными процессами, квалифицировать подобные действия по ст. 7.3 КоАП РФ представляется затруднительным ввиду отсутствия факта пользования недрами (преамбула Закона РФ «О недрах»: недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения).

Для поиска бивней мамонта производится размыв грунта береговой полосы водных объектов с использованием высоконапорных мотопомп. Поскольку не применяются какие-либо опасные химические вещества, затруднена правовая оценка причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, земельным ресурсам. При их сборе не эксплуатируются горнодобывающие предприятия или подземные сооружения, в связи с чем не могут быть применены нормы ст. 250 УК РФ (загрязнение вод), ст. 254 УК РФ (порча земель), а равно ст. 255 УК РФ (нарушение правил охраны и использования недр).

По этим же основаниям представляется неточной квалификация самовольного сбора мамонтовой кости и размыва грунтов по ст.ст. 8.6, 8.12, 8.42, 8.45 КоАП РФ.

В рассматриваемых случаях возможно применение ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (часть. 1); нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ (часть 4).

Вместе с тем, объектом этого правонарушения является водный объект, тогда как объектом посягательства при сборе мамонтовой кости являются палеонтологические материалы.

Санкция ст. 8.13 КоАП РФ предусматривает наложение на граждан штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей, что не обеспечивает адекватное наказание за деяния подобного рода ввиду их повышенной общественной опасности, санкции не соответствуют извлекаемому доходу от сбора мамонтовой кости.

Действия правонарушителей могут быть квалифицированы также по ст. 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий) и ст. 8.39 КоАП РФ (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена прямая административная и уголовная ответственности за незаконную добычу бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны, в том числе с использованием технических средств, предназначенных для размыва грунтов в целях раскопки, поиска таких останков (мотопомпы), в связи с чем необходимо введение специальной нормы в КоАП РФ.

Законодательство РФ об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере предусматривает лишь административную ответственность за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных такой лицензией (ст. 7.3 КоАП РФ).

Какие органы государственной власти осуществляют контроль за соблюдением пользователями недр и иными лицами требований природоохранного законодательства? Кто взыскивает причиненный ими ущерб?

Пунктом 2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, утв. приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 № 711, установлено, что сбор геологических коллекционных материалов означает извлечение единичных образцов окаменелых остатков фауны из естественных обнажений (в том числе с поверхности береговых отложений морей, рек и озер) без проведения горных и других видов специальных работ.

На практике извлечение окаменелых останков мамонтовой фауны сопряжено с применением технических средств, предназначенных для размыва грунтов в целях раскопки и поиска таких останков (водяные мотопомпы).

В соответствии с ч. 1.1 ст. 36 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на территории республики Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) осуществляют государственный надзор в области использования и охраны водных объектов и особо охраняемых природных территорий.

В силу ч. 7.1 ст. 36 Водного кодекса РФ, ч .5 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к отношениям, связанным с осуществлением указанного государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 194-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Частью 1 статьи 8.3 указанного Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контролирующего органа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отнесены плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий водных объектов в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

В рамках проведения мероприятий по контролю в силу ч. 1.1 ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ, ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица перечисленных органов экологического надзора наделены полномочиями по предъявлению в суд общей юрисдикции и арбитражный суд в пределах своей компетенции исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Если бивни мамонта были добыты без лицензии, кто в соответствии с действующим законодательством будет являться собственником палеонтологических останков мамонтов?

Что касается собранных в отсутствие лицензии на пользование недрами бивней мамонта, т.е. незаконно, такие палеонтологические материалы мамонтовой фауны подлежат изъятию уполномоченным должностным лицом в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении как предмет административного правонарушения.

Вопрос о дальнейшей судьбе изъятых бивней мамонта в силу ч. 3 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении.

В таком случае собственником палеонтологических материалов мамонтовой фауны будет являться государство в лице Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Например, в 2018 году по результатам проведения на территории островов Большой и Малый Ляховский, относящихся к территории ресурсного резервата «Лена-Дельта», расположенного в Булунском районе, рейдов были установлены 19 физических лиц, осуществлявших сбор ископаемых мамонтовой фауны в отсутствие разрешительных документов, у которых обнаружено 22 фрагмента мамонтовой фауны, в том числе 8 бивней мамонта.

В этой связи в декабре 2018 года Якутской природоохранной прокуратурой в Якутский городской суд предъявлено 14 исковых заявлений о признании бивней мамонтов бесхозяйными и передаче их в собственность Российской Федерации для последующей реализации, а также 8 заявлений о признании бивней мамонтов бесхозяйными и передаче их в собственность республики в связи с тем, что указанные предметы представляли научную и музейную ценность.

Решениями городского суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Ответственность: Якутская природоохранная прокуратура Республики Саха (Якутия)
: Я автор (captcha):

Автор публикации

6
Комментарии: 0Публикации: 44Регистрация: 07-04-2020
Copyright © 2018-2020 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля