Всероссийская акция Росгвардии «Автограф Победы»: воспоминание о Жевлакове Иване Ефимовиче

В рамках всероссийской ведомственной акции «Автограф Победы» сотрудники Управления Росгвардии по Республике Марий Эл продолжают делиться своими воспоминаниями о родственниках – участниках Великой Отечественной войны

О своем ветеране рассказывает инспектор по особым поручениям ЛРР регионального управления Росгвардии капитан полиции Антон Жевлаков.

Мой дед Жевлаков Иван Ефимович родился 29 июля 1920 г. в д. Большая Волосковия Костюковичского района Могилёвской обл., Белоруссия. Поступил на службу в 1939 г., призван Витебским РВК г. Витебск Витебской обл. Белорусской ССР.

Три года учебы остались позади. Присвоили воинское звание лейтенант. В июле 1943 года ему, летчику Жевлакову, вручили предписание о направлении в одну из частей авиации дальнего действия. Хотелось летать на истребителе. Но выбирать уже не приходилось, решение командованием принято. Он готов летать и на бомбардировщике дальнего действия. Тысяча килограммов взрывчатки на голову врага за один вылет – «гостинец» противнику увесистый.

Прибыл лейтенант Жевлаков в 22-й гвардейский полк авиации дальнего действия. Его назначили старшим лётчиком. Командир корабля Герой Советского Союза майор Гаврыш рассказал об экипаже, его боевой работе, полётах на задания.

— Полёты у нас сложные, ответственные, — сказал он. – Каждый рейс для экипажа – экзамен на мастерство.

Для Жевлакова наступали самые ответственные дни. Надо показать на деле, чему научился в училище.

На второй день после обеда экипаж пригласили к командиру полка подполковнику Галинскому. Здесь Жевлаков встретился с экипажами других кораблей. Он ждал, что будет настоящее совещание. На большом столе разложены карты. Но было всё просто, буднично. Назвали объекты бомбёжки, указали маршруты и время вылета.

Молодой лётчик почувствовал, что в полку дружная боевая семья, что предстоящий вылет – не первый на указанные цели. Поднялись в воздух ночью. Взлёт прошел нормально. Жевлаков до боли в глазах всматривался в землю, но ничего не видел. Темнота, как плотная чёрная завеса, поглотила всё. Лишь при перелёте линии фронта он заметил яркие вспышки.

Заметив напряжённую сосредоточенность Жевлакова, штурман корабля майор Нагонов сказал ему успокоительно:

— Иван Ефимович! У тебя ещё не отработано ночное зрение. Вот слетаешь десять-пятнадцать раз в тыл немцев, освоишься с темнотой – и ночью будешь видеть, находить ориентиры.

Первый полет прошёл благополучно. Старший лётчик уверенно посадил машину. Фотоплёнка подтвердила, что бомбовый груз поразил цель. Так началась боевая работа молодого лётчика в авиации дальнего действия.

Старший лётчик набирался опыта, усиленно работал над повышением мастерства. В свободное от полётов время читал нужную литературу, беседовал с бывалыми, опытными воздушными асами.

Дисциплинированность, прилежание к службе, умение вовремя помочь товарищу снискали Жевлакову уважение коллектива, командования.

Неоднократно пролетал ночью над родной Гомельской областью, где родился, вырос. Сердце сжималось до боли от того, что родную землю топтал ещё фашистский кованый сапог, осквернял её.

Службу в авиации дальнего действия он полюбил, считал её настоящим своим призванием. За семь месяцев на фронте он на своём самолёте совершил 43 боевых вылета в тыл противника. Были радости, удачи… Были горькие, невосполнимые утраты товарищей.

За ратные подвиги он в апреле 1944 года получил первую награду – орден Красной Звезды.

В июле его назначили командиром корабля. Доверие прибавило сил, уверенности. Он в совершенстве освоился с полётами ночью. Чем темнее она, тем с большей уверенностью в успех садился он за штурвал боевой машины.

Экипаж Жевлакова совершал полёты к партизанам и приземлялся всегда там, где его ждали. Доставляли народным мстителям оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты. С партизанских баз вывозили тяжелораненых бойцов.

С чувством высокой ответственности офицер Жевлаков и его экипаж выполняли свой интернациональный долг. Они с мая по сентябрь 1944 года по заданию командования совершили 21 вылет в Югославию. Боевая машина преодолевала горные перевалы, совершала посадки на аэродромах, расположенных в горных ущельях. Югославские партизаны, части народно-освободительной армии получали медикаменты, оружие и другие военные материалы.

Командир 5-й гвардейской Севастопольской авиадивизии полковник Кондратьев, представляя командира корабля Жевлакова к награде, писал: «Выполняя специальные полеты в Югославию, самолёт Жевлакова неоднократно подвергался нападению вражеских истребителей, но всегда успешно уходил от них, точно выполняя задания командования. Исключительные по сложности и дальности полёты, темноту и трудности нахождения цели всегда успешно преодолевал экипаж Жевлакова».

Ратные подвиги Жевлакова высоко оценены Родиной. 5 ноября 1944 года он награждён орденом Красного Знамени.

В период  Великой Отечественной войны офицер Жевлаков совершил 120 боевых вылетов на дальние цели, в том числе 30 — в партизанские отряды. Налетал 540 часов в ночное время.

После войны лётчик служил в авиационных частях. Командовал отрядом, был заместителем командира авиаэскадрильи. За безупречную службу в Вооруженных Силах награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды.

В июле 1956 года майор Жевлаков Иван Ефимович уволился в запас. Успешно окончил Черновицкий государственный университет, работал преподавателем кафедры гражданской обороны Марийского политехнического института имени Горького, воспитывал молодых специалистов — строителей коммунистического общества.

Автор публикации

Комментарии: 0Публикации: 742Регистрация: 16-10-2019
Copyright © 2018-2022 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля