«Ваше оружие – искусство, карандаш…»

В доме № 38 на улице Герцена располагался ленинградский Союз художников. Люди, с исхудавшими от голода лицами, работали в когда-то просторном и светлом помещении. Теперь там стояли кровати, топились буржуйки…Замерзшие краски отогревали дыханием, руки практически не могли держать кисти.

С первого дня блокады художники вместе со всеми ленинградцами строили оборонительные сооружения, трудились на лесозаготовках, учились военному делу. Более ста человек ушло на фронт, некоторые сражались в народном ополчении. Все хотели защищать родной город с оружием в руках. Живописцы помогали маскировать военные объекты – прежде всего аэродромы. Они спасали памятники архитектуры, скульптуры на набережных и площадях Ленинграда, упаковывали сокровища Эрмитажа и Русского музея для эвакуации.

Руководство Ленинграда обратилось к деятелям искусства: «Ваше оружие — искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно тоже действенно разит врага и приносит колоссальную пользу нашему делу».

Соломон Юдовин, Алексей Пахомов, Соломон Бойм, Николай Павлов, Александр Харшак, Константин Рудаков, Павел Филонов и многие другие художники создали произведения, которые стали частью культурного наследия, несущего правду о жизни ленинградцев в тот страшный период нашей истории.

Долгое время считалось, что на гравюре запечатлен собирательный образ блокадного ребенка, пострадавшего от фашистских бомб. Позже оказалось, что на портрете изображен четырехлетний Гена Микулинас. В том обстреле погибла его мама, но мальчику удалось выжить.

Вместе с коллегами из других изданий Харшак оказался в детской больнице им. Раухфуса. Там они увидели маленького мальчика с забинтованной головой. Рисунок «Раненый ребенок» (еще одно название работы) он представил на проходившей в 1943 году выставке авторов-фронтовиков.

Александр Пахомов провёл всю блокадную зиму в осаждённом Ленинграде и создал серию графических работ. «За водой» – одна из первых работ серии «Ленинградская летопись». Художник писал: « …, недостаточно было показать душевное состояние людей, выражение их лиц… надо показать людей нормальных, выносливых, но исхудавших, истощенных голодом. К этому я и пришел в окончательном варианте».

Цена хлеба никогда не была так высока, как в блокадное время. Рабочие получали по 250 граммов хлеба, а остальные – по 125. Часто цена этого маленького кусочка стоила одной, а иногда даже нескольких жизней.

Смерть стала привычным явлением для жителей осажденного города. Умершие и умирающие люди были повсюду. Со временем эмоции утихли и при виде трупов, лежащих на улицах, уже никто не кричал. Каждый думал лишь об одном – выжить.

Художникам, находившимся в осажденном городе, удалось достоверно передать быт и жизнь ленинградцев во время блокады. Очередь за хлебом, за долгожданным кусочком хлеба, который мог спасти жизнь голодным людям той страшной зимой…

Автор публикации

0
Комментарии: 0Публикации: 862Регистрация: 02-03-2021