В прокуратуре Республики Коми обсудили итоги работы ведомства за минувшее полугодие

Публикация в группе: Прокуратура Республики Коми

image_pdfimage_print

Сегодня в прокуратуре Республики Коми состоялось расширенное заседание коллегии, на котором подводятся итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за 2018 год.

В работе коллегии приняли участие заместитель начальника Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Илья Жилин, Главный федеральный инспектор по Республике Коми аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Михаил Тырин, Уполномоченный по правам человека в Республике Коми Надежда Быковская, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Коми Татьяна Козлова, председатель Совета Коми регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры Виктор Ковалевский, руководители правоохранительных органов республики, заместители прокурора республики, старшие помощники прокурора республики, руководители структурных подразделений центрального аппарата прокуратуры республики, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур.

С кратким вступительным докладом выступил прокурор Республики Коми Сергей Бажутов, после него слово было предоставлено его первому заместителю Михаилу Нестерову.

Первая часть коллегии завершилась вручением благодарственных писем представителям средств массовой информации. За активное сотрудничество с органами прокуратуры Республики Коми в освещении их деятельности, формирование положительного общественного мнения о прокуратуре, повышение её авторитета и степени доверия населения, существенную помощь в укреплении законности и правопорядка благодарственные письма из рук прокурора Республики Коми получили корреспондент ГТРК «Коми гор» — филиала ФГУП «Всероссийская государственная телерадиокомпания» Ксения Шунина, редактор отдела криминальной хроники газеты «Республика» Людмила Власова, шеф-редактор дирекции информационных программ АО «Коми республиканский телевизионный канал» Эдуард Бушуев, шеф-редактор дирекции специальных проектов АО «Коми республиканский телевизионный канал» Наталья Литкевич и коллектив газеты «Трибуна».

Второй блок коллегии был посвящен докладам заместителей прокурора республики и выступлениям руководителей структурных подразделений центрального аппарата региональной прокуратуры, третий – заслушиванию прокуроров ряда городов и районов.

Приводим полный текст выступления прокурора Республики Коми Сергея Бажутова:

«Уважаемые коллеги.

Сегодня мы решили реализовать новый формат подведения итогов работы за полугодие. Я во вступительном слове озвучу основные проблемы, которые будут ещё длительное время определять приоритетные направления прокурорской деятельности, а с докладом о текущих итогах за полугодие выступит первый заместитель прокурора Республики Коми Нестеров М.А.

***

В этом году стартовала республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019–2025 годах», в соответствии с которой расселению подлежат все дома, признанные аварийными по состоянию на 1 января 2017 года.

Напомню, что в период реализации предыдущей программы 2013-2017 годов мы не только обеспечивали её сопровождающий надзор, но и корректировали работу органов местного самоуправления по признанию домов аварийными. Прокуроры выявляли массовые нарушения, когда решения принимались неправомочными составами комиссий, без установления сроков расселения, оспаривали откровенно противоречащие закону, я бы даже сказал умышленно принятые незаконные решения, когда признавались непригодными отдельные квартиры при наличии признаков аварийности дома в целом.

По нашим протестам 45 правовых актов приведены в соответствие с требованиями законодательства, а по искам судами вынесено 102 решения об обязании органов местного самоуправления устранить допущенные нарушения. В результате в установленном законом порядке признаны аварийными 182 дома. Тогда эта работа у многих вызывала недоумение, поскольку включить дома в действующую программу было невозможно. Но если бы мы её не провели, то они не попали бы и в новую программу. Таким образом, из 713 домов, подлежащих расселению до 2025 года жители 182, или каждого четвёртого, получат новое жильё благодаря прокурорам.

К сожалению, нарушения продолжают допускаться. Установлены новые факты, когда разрыв между решением межведомственной комиссии о признании дома аварийным и принятием соответствующего постановления превышал установленный законом месячный срок, в результате чего в программу не вошли 14 домов в Княжпогостском районе, 7 в муниципальном районе «Печора» и 1 в Усть-Вымском районе. Администрация Сыктывкара одним постановлением перенесла на 2024 год срок расселения сразу 96 домов, среди которых 12 домов, включённых в программу, и 84 дома, которые не попали в неё по причине нерасторопности местных властей не успевших признать эти дома аварийными до 1 января 2017 года. По всем домам имеются отчеты специализированных организаций, подтверждающие угрозу обрушения и небезопасность пребывания в них граждан. Достаточно просто посмотреть на них, чтобы понять, что решение о переносе расселения принято незаконно и может повлечь необратимые последствия. Более того, 2 дома уже отключены от всех коммуникаций и проживать в них физически невозможно. По иску прокуратуры Сыктывкара постановление главы города отменено. Сроки расселения домов скорректированы.

В самое ближайшее время мы добьёмся включения в действующую программу еще 22 домов. В итоге в программе будет 735 домов, из которых 204 попадут под расселение по результатам работы прокуроров.

***

Ещё один вопрос, который не скоро утратит актуальность – реформа системы обращения с отходами.

Её реализация находится под пристальным прокурорским вниманием. Проверки показали, что единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Коми является завышенным, так как рассчитан без учета требований законодательства.

Так, Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми вопреки Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждённым постановлением Правительства России, замеры накопления ТКО не проводились, а запрашивались ежесезонно от органов местного самоуправления. При этом ни федеральным законом «Об отходах производства и потребления», ни иными нормативными правовыми актами на органы местного самоуправления не возложены полномочия по проведению необходимых замеров. Информацию об объеме отходов они направляли в министерство на основании сведений управляющих организаций либо с указанием примерного объема, то есть произвольно. В свою очередь эти недостоверные сведения способствовали завышению затрат регионального оператора на транспортирование отходов из мест их накопления, учтенных при установлении тарифа.

К примеру, в Прилузском районе ООО «Ухтажилфонд» в 2018 году заключено 2 договора на транспортирование отходов с ООО «Премьерсервис» и с ИП Кузнецовой Н.В. Согласно договору с ИП Кузнецовой Н.В. в октябре – декабре 2018 года оператор должен транспортировать ТКО в объеме чуть более 11 тысяч кубометров, заплатив за это 15 миллионов рублей. С использованием результатов спутникового позиционирования, сверкой с полигонами размещения ТКО установлено, что ИП Кузнецовой Н.В. в 2018 году транспортировано лишь 3 тысячи кубометров отходов с суммой оплаты немногим более 3 с половиной миллионов, или 24 % от предусмотренных договором затрат. По ООО «Премьерсервис» из 3300 кубометров с оплатой 6 миллионов фактически вывезено 749 кубометров на сумму 1 миллион 300 тысяч, или 23 % от предусмотренных договором затрат.

Аналогичным образом установлено, что затраты ООО «Ухтажилфонд» на оплату услуг операторов на территории иных муниципальных образований оказались не сопоставимыми с расходами на эти цели, учтенными в тарифе: в Печоре 63%, Усинске – 57%, Инте – 79%, Сысольском районе – 37%, Усть-Куломском – 64%, Удорском – 48% и другие. В целях устранения выявленных нарушений внесено представление Главе Республики Коми.

***

Другое важное направление прокурорской деятельности – реализация Национальных планов противодействия коррупции.

В структуре коррупционной преступности, как и ранее, преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления, число которых увеличилось в минувшем полугодии в два раза. Наиболее распространены преступные деяния, связанные с дачей и получением взяток, которых выявлено 50. Число таких преступлений в крупном и особо крупном размере увеличилось с 18 до 26, а средний размер взятки вырос на 27 процентов до 334 с половиной тысячи рублей.

Завершены следственные действия по уголовному делу о взяточничестве шести топ-менеджеров «МРСК Северо-Запада», которая осуществляет деятельность по управлению сетевым комплексом на территории 7 субъектов Северо-Западного округа. От восьми предпринимателей по 44 контрактам обвиняемыми получено более 73 миллионов рублей «откатов». По итогам прокурорской проверки также выявлены два факта легализации этого преступного дохода.

Всего по нашим материалам возбуждено 12 уголовных дел, и эта работа продолжается. К примеру, региональным Следственным комитетом проводится процессуальная проверка по трём фактам получения «откатов» должностными лицами компании «Роснефть-Северная нефть», материалы о которых направлены в июле прокурором Усинска в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ по результатам совместной проверки с отделением УФСБ.

Однако противодействие коррупции – это не только уголовные дела. Мы активно продолжаем практику привлечения к административной ответственности юридических лиц за передачу незаконного вознаграждения от их имени или в их интересах. За последние полтора года по постановлениям прокуроров к ответственности по статье 19.28 Кодекса об административных правонарушениях привлечено 27 юридических лиц, им назначено штрафов на 78 миллионов рублей, из которых в бюджет уже поступило почти 46 миллионов. С августа прошлого года прокуроры реализуют новые полномочия по обеспечению исполнения административного наказания за указанные правонарушения. За 6 месяцев по нашим ходатайствам судами в этих целях арестовано 8 объектов недвижимости стоимостью более 15 миллионов рублей. Реализация данных полномочий напрямую влияет на эффективность взыскания штрафов, поэтому прокурорам и в дальнейшем следует обеспечить своевременное установление имущества юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, и наложение на него ареста судом.

В целом, по числу привлеченных к ответственности по статье 19.28 КоАП республика находится на первом месте в Северо-Западном Федеральном округе, а по России этот результат выше только в Москве.

***

Не теряет своей актуальности проблема соблюдения сроков расследования уголовных дел.

В минувшем полугодии с нарушенным сроком окончено каждое третье уголовное дело. При этом, если по делам, расследованным органами дознания МВД, данный показатель пусть незначительно, но улучшился, то в Следственном Комитете, управлении ФСБ и следственных органах МВД негативные тенденции сохраняются. По линии следствия МВД в городах Ухте, Печоре, Инте, Сосногорске, Эжвинском районе города Сыктывкара, Сыктывдинском, Койгородском и Ижемском районах доля уголовных дел, расследованных с нарушенным сроком, составила от 40 до 63%.

В целом на конец отчётного периода в производстве следователей и дознавателей органов внутренних дел находилось в остатке 2456 уголовных дел, из которых по 1150 виновные лица установлены, оставшиеся 1306 числятся нераскрытыми. При этом установленные УПК сроки расследования – свыше 30 суток у дознавателей и свыше 2 месяцев у следователей – продлены по 641 уголовному делу, из них по 109 делам срок следствия превышает 6 месяцев.

Недавно я выезжал в Печору для проверки исправительной колонии № 49, после чего изучил состояние взаимодействия прокуратуры с органами расследования, где выяснилось полное отсутствие ведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Так, из 112 уголовных дел, направленных в суд следователями следственного отдела ОМВД России по городу Печоре, половину из которых составляли уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, 62 окончено с нарушенным сроком, в том числе свыше 6 месяцев – 21. Неоконченными со сроком свыше 6 месяцев на тот период числилось 16 уголовных дел по 31 раскрытому преступлению. Сразу после моего отъезда и назначения служебной проверки буквально за неделю следователями окончены 6 уголовных дел по 19 преступлениям, что свидетельствует о волоките по делам, не представляющим сложности в расследовании.

Более детально эту проблему разберём во второй части коллегии, поскольку она характерна и для многих других районов, в частности для Воркуты, куда в понедельник для проведения аналогичной проверки мы выезжаем совместно с представителями МВД. В сентябре результаты работы в этой сфере будут обсуждены на заседании координационного совещания руководителей правоохранительных органов республики.

***

Поступательное социально-экономическое развитие республики во многом зависит от создания надлежащих правовых условий для развития бизнеса.

Напомню, что Законом Республики Коми № 123-РЗ с 1 января 2017 года полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере рекламы переданы Правительству Республики Коми. В начале 2018 года к нам стали поступать массовые жалобы предпринимателей о невозможности заключения договоров на размещение рекламных конструкций. В ходе проверок мы установили, что ни по одному муниципальному образованию не были разработаны схемы на их установку и размещение, что в силу ст. 19 Федерального закона «О рекламе», препятствовало проведению торгов на право заключения договоров на их размещение. В присутствии представителей органов власти республики мы обсудили эту проблему на коллегии, провели плановую проверку, внесли представление первому заместителю председателя правительства республики. Затем провели совещание с участием руководителя Администрации Главы и ГКУ «Коми реклама», открытый форум прокуратуры республики с предпринимательским сообществом. Однако решение проблемы не сдвинулось с мертвой точки. И даже внесение в ноябре прошлого года представления Главе Республики Коми не заставило устранить имеющиеся нарушения. В результате мы были вынуждены обратиться в Арбитражный суд.

26 июля Арбитражным судом наше заявление о признании незаконным бездействия Администрации Главы Республики Коми удовлетворено. Суд обязал Администрацию в течение трех месяцев утвердить схемы по Ухте, Инте, Усинску, Сосногорску и одиннадцати сельским районам. В ходе рассмотрения дела ответчиком добровольно удовлетворены наши требования и утверждены схемы по Печорскому и Корткеросскому районам и г. Сыктывкара. В июле наконец-то проведены первые торги на право размещения рекламных конструкций в г. Сыктывкаре.

Отраслевому управлению необходимо проконтролировать своевременное и полное исполнение судебного решения. Уверен, это станет серьёзным подспорьем для развития предпринимательства.

***

В завершение хочу подчеркнуть, что основными критериями работы прокуроров является фактическое восстановление нарушенных прав граждан и реальное устранение допущенных нарушений. Особенно это касается таких чувствительных для каждого жителя республики сфер как охрана трудовых и социальных прав, стоимость получаемых коммунальных услуг, комфорт и безопасность проживания. Здесь для прокуроров остаётся обширное поле деятельности.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководителей правоохранительных органов и коллег из других ведомств за конструктивную работу. Мы успешно продолжаем совместную деятельность по выявлению и расследованию уголовных дел о преступлениях межрегионального характера, привлекаем к ответственности лидеров и участников преступных сообществ.

Так, окончено расследованием и направлено в суд уголовное дело в отношении 11 жителей Ханты-мансийского автономного округа и Республики Коми в совершении преступлений, связанных с организацией и участием в преступном сообществе, изготовлением несанкционированных врезок в нефтепровод, кражей 22 тысячи тонн товарной нефти, принадлежащей ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на сумму более 295 миллионов рублей, и легализацией похищенного имущества.

Пресечена деятельность межрегионального преступного сообщества, созданного в целях хищения денежных средств Пенсионного фонда России. Путём предоставления поддельных заявлений и договоров, якобы заключённых с гражданами, в негосударственные пенсионные фонды переведено более 11 миллиардов рублей бюджетных средств. За совершение указанных преступлений задержаны и привлечены к уголовной ответственности 14 организаторов и участников преступного сообщества в городах Сыктывкаре, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Белгороде, Курске, Воронеже.

Уверен, что мы продолжим нашу совместную деятельность в целях защиты прав граждан, интересов общества и государства.

Спасибо за внимание. Продолжаем работу».

Также предлагаем вашему внимаю текст доклада первого заместителя прокурора Республики Коми Михаила Нестерова:

«Уважаемый Сергей Александрович!

Уважаемые коллеги!

В первом полугодии 2019 года органы прокуратуры республики принимали меры по совершенствованию механизма защиты конституционных прав граждан, интересов общества и государства, по обеспечению прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействию преступности, коррупции и иным правонарушениям.

За этот период прокурорами выявлено свыше 16 тыс. нарушений закона, в том числе 9 тысяч – связанных с нарушением прав граждан. В дисциплинарном и административном порядке наказано более 2 тысяч 200 виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 91 уголовное дело.

В истекшем полугодии усилены превентивные меры по недопущению принятия в регионе незаконных правовых актов. Правовой и антикоррупционной экспертизе подверглись 474 проекта нормативных правовых актов республиканских органов власти, по результатам подготовлено 65 отрицательных заключений, при этом каждый 7 проект был подготовлен с нарушениями законодательства, а в 21 проекте содержались коррупциогенные факторы.

В прокуратурах районного звена изучено свыше 4 тысяч 300 проектов муниципальных нормативных правовых актов, по ним в органы местного самоуправления направлено 251 отрицательное заключение, а в 161 проекте также выявлены коррупциогенные факторы.

Требует корректив эта работа в прокуратурах г. Ухты и Койгородского района, а роль прокуратуры Усть-Вымского района в нормотворчестве оценят работники прокуратуры республики, поскольку в указанном районе 13 (!) муниципальных образований направили в прокуратуру всего 82 проекта, то есть по 1 проекту в месяц каждым муниципалитетом, в том числе районом.

Значительных усилий прокуроров потребовали вопросы обеспечения законности в сфере трудовых отношений. В минувшем полугодии каждое восьмое, выявленное прокурорами нарушение, касалось трудовых прав граждан.

Размер долгов по заработной плате в регионе к началу второго полугодия составил 110 млн. рублей на 33 предприятиях.

По результатам прокурорских проверок 116 лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности, в интересах работников в суды направлено 648 заявлений о взыскании заработной платы на сумму более 47 млн рублей, по материалам прокурорских проверок возбуждено 7 уголовных дел. Средствами прокурорского надзора удалось погасить долги по заработной плате на сумму почти 160 млн рублей.

К сожалению, 25 организаций-должников по заработной плате находятся в стадии банкротства. Кроме того, различные процедуры банкротства на сегодняшний день введены в отношении 63 организаций сферы ЖКХ, имеющих долги перед работниками, а также по уплате налогов и страховых взносов.

По инициативе аппарата прокуратуры республики прокурорами Воркуты и Инты проведены проверки и в органы предварительного расследования в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ для уголовного преследования направлены материалы в отношении конкурсных управляющих ООО «Водоканал» в г. Воркуте (Бурова) и такого же ООО «Водоканал» в г. Инте (Ходько) за неправомерные действия при банкротстве. Эти управляющие в нарушение очередности удовлетворяли требования отдельных кредиторов в ущерб интересам первоочередных взыскателей по зарплате и государства по налогам.

Только единичные нарушения в деятельности конкурсных управляющих организаций-должников по заработной плате выявлены прокурорами Сосногорска и Усинска.

Учитывая, что во многом от полноты и своевременности действий арбитражных управляющих зависит исход дела о банкротстве, прокурорам необходимо дать оценку реализации ими полномочий каждой организации, находящейся в стадии банкротства и имеющей долги по оплате труда, а также предприятий жилищно-коммунальной сферы. При наличии оснований во всех случаях решать вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.13 КоАП (за неправомерные действия при банкротстве), рассматриваемых арбитражным судом.

Значительное внимание уделялось укреплению законности в сфере здравоохранения, где по-прежнему выявлено значительное количество нарушений (291), в интересах граждан в суд направлено 46 исков, внесено 51 представление, к дисциплинарной ответственности привлечено 67 лиц. Прокурорского реагирования потребовали нарушения в сфере льготного лекарственного обеспечения, в том числе детей и детей-инвалидов; при организации оказания населению первичной медико-санитарной, специализированной и скорой помощи; установлены нарушения в деятельности врачебных комиссий медицинских организаций.

Наиболее активно и результативно при проведении проверок сработали прокуроры гг. Сыктывкара, Ухты, Сосногорска, Ижемского района, Эжвинского района г. Сыктывкара.

В прошедшем полугодии прокуроры продолжали добиваться улучшения условий для ведения бизнеса. Актуальными оставались вопросы неисполнения заказчиками обязательств по оплате государственных и муниципальных контрактов. В течение полугодия прокурорами в связи с выявлением задолженности перед предпринимателями внесено 16 представлений, 4 лица привлечены к административной ответственности за нарушение срока и порядка оплаты (по ст. 7.32.5 Кодекса об административных правонарушениях), 12 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

 Несмотря на принятые меры долги государственных заказчиков перед хозяйствующими субъектами возросли со 134 до 217 млн рублей.

Основные неплательщики по региональным контрактам – учреждения здравоохранения республики. По результатам проверки, проведенной прокуратурой республики в профильном министерстве в апреле текущего года и внесения представления министру здравоохранения, более 300 млн рублей направлено на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся до 01.04.2019.

Достаточно высокой остается задолженность по исполненным муниципальным контрактам, превышающая 66 млн рублей, большая часть из которой создана муниципальными заказчиками в Воркуте, Вуктыле, Сосногорске, Усинске, Ухте, Корткеросском, Сыктывдинском, Сысольском, Усть-Вымском и Усть-Цилемском районах.

Соответствующим прокурорам необходимо детально разобраться в причинах образования столь крупных долгов и мерами реагирования добиться их погашения.

Всего в работе контролирующих органов при проведении проверок бизнеса выявлено более 200 нарушений закона, прокурорами внесено 43 представления, 30 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 24 – к административной по ст. 19.6.1 КоАП в связи с нарушением порядка и оснований проведения таких проверок.

В то же время прокурорами Сыктывдинского, Прилузского, Сысольского, Койгородского, Усть-Куломского и Ижемского районов, Печорским природоохранным прокурором в поднадзорных органах контроля не выявлено ни одного нарушения названного законодательства.

Продолжалась системная работа по защите прав несовершеннолетних. Органами прокуратуры республики в первом полугодии 2019 года выявлено более 3 тысяч нарушений прав детей, в целях устранения которых внесено свыше 1400 актов прокурорского реагирования, к ответственности привлечено более 500 должностных лиц.

Так, проведенная проверка исполнения законодательства в сфере профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, противодействия распространению криминальной субкультуры выявила серьезные просчеты в деятельности ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕХ субъектов профилактики, и в первую очередь – территориальных Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов образования и социальной защиты. В связи с этим прокурорам городов Сыктывкара, Ухты, Сосногорска, Вуктыла, Печоры, Койгородского, Прилузского, Троицко-Печорского, Княжпогостского, Усть-Куломского, Удорского районов, на территории которых зарегистрирован рост преступности несовершеннолетних, необходимо в рамках координационной деятельности разобраться с причинами произошедшего, дав принципиальную оценку работе субъектов профилактики и правоохранительным органам.

Говоря о состоянии преступности, следует отметить, что деятельность правоохранительных органов в первом полугодии 2019 года осуществлялась в условиях её роста почти на одиннадцать процентов. Так, зарегистрировано более 8 тысяч преступлений (8 363)   Республика Коми входит в десятку регионов России, где отмечена самая высокая регистрация преступлений, а также зафиксирован самый высокий уровень преступности в Северо-Западном Федеральном округе Отмечен еще более существенный рост особо тяжких на 13,7 % (315) и тяжких преступлений на 66,7 % (1480).

Рост преступности произошел за счет хищений чужого имущества, а также преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Продолжается существенный рост преступлений, совершённых с использованием информационных технологий (+ 48,4 %), удельный вес таких преступлений в структуре преступности составляет более чем пятую часть (20,9 %).

Прокурорами в 1 полугодии 2019 года проделана значительная работа в сфере надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания. Выявлено более 13,5 тысяч нарушений закона, с целью устранения которых отменено более 7 тысяч незаконных постановлений органов расследования, направлено 1 307 требований об устранении нарушений федерального законодательства, к дисциплинарной ответственности по инициативе прокуроров в связи с нарушениями на досудебной стадии уголовного судопроизводства привлечено 388 должностных лиц.

К числу результатов этой работы относится уменьшение с 90 до 83 количества лиц, получивших право на реабилитацию на всех стадиях уголовного процесса. Хотя само по себе сокращение реабилитированных не может являться поводом для оптимистических настроений, поскольку даже за незначительными цифрами стоят судьбы конкретных людей. Более того должен отметить, что в ряде районов число лиц, в отношении которых производство прекращено за отсутствием события или состава преступления, не только значительно, но и увеличилось. Так, в г. Ухте количество реабилитированных возросло и составило 11 лиц, в Инте выросло с 0 до 8. На высоком уровне их количество осталось в г. Воркуте, где реабилитировано 11 лиц. Очевидно, что принимаемые правоохранительными органами и прокурорам перечисленных городов меры по обеспечению законности на всех стадиях уголовного судопроизводства, от проверки сообщения о преступлении до рассмотрения уголовного дела в суде, явно недостаточны и требуют внесения незамедлительных корректив в работу.

Неотъемлемой функцией прокуроров является поддержание государственного обвинения, качество которого напрямую влияет на общее состояние законности и преступности.

Прокурорами обеспечено участие в рассмотрении судами первой инстанции 3 796 уголовных дел в отношении 4 072 лиц. Уголовное преследование 3 067 лиц завершено постановлением обвинительного приговора. По исковым требованиям прокуроров с подсудимых взыскан причиненный преступлениями вред на сумму 22 млн рублей.

В истекшем полугодии повышенное внимание уделялось обеспечению законности при применении судами особого порядка рассмотрения уголовных дел. Доля дел, рассмотренных в упрощенных процедурах судопроизводства, снизилась с 69% до 64,9%. В то же время в г. Печоре, Эжвинском районе г. Сыктывкара, Койгородском, Усть-Вымском, Сыктывдинском районах по-прежнему их количество превышает 70 %.

При рассмотрении в упрощенном порядке продолжают допускаться нарушения прав участников уголовного судопроизводства, такие как необоснованное вменение излишних квалифицирующих признаков, неразъяснение потерпевшим особенностей рассмотрения дела по правилам главы 40 УПК РФ и их право возражать против такой процедуры, фактическое непризнание подсудимыми своей вины.

В связи с этим прокурорам, а особенно перечисленных районов, надлежит принять более эффективные меры и при малейшем сомнении в доказанности вины обвиняемого, подсудимого, правильности восприятия им обвинения и его последствий, требовать рассмотрения дела в обычном порядке. Безусловно, это приведет к повышению требовательности к качеству работы, увеличению ее объемов, но в конечном результате – к недопущению ошибок при решении судеб граждан.

В минувшем полугодии специализированными прокурорами в деятельности пенитенциарных учреждений региона выявлялись грубые нарушения уголовно-исполнительного законодательства, негативно влияющие на соблюдение гарантированных законом прав лиц, содержащихся под стражей, и отбывающих уголовные наказания.

В ходе проверок учреждений уголовно-исполнительной системы органами прокуратуры выявлено 980 нарушений законов, в целях их устранения внесено 300 актов прокурорского реагирования. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 253 работника учреждений УИС республики.

Так, выявлены нарушения на всех стадиях оказания медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей в следственных изоляторах и отбывающим наказание в исправительных учреждениях (это нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, факты назначения лечения осужденным при заведомом отсутствии назначаемых лекарственных препаратов, несвоевременного бесплатного оказания медицинской помощи, несоблюдения порядка перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое в связи с наличием заболеваний и невозможностью отбывать наказание в отдельных местностях Республики Коми и др.)

Во втором полугодии 2019 нам предстоит проверить соблюдение прав и законных интересов заключенных под стражу и осужденных при применении в отношении них мер поощрения и взыскания, поскольку применение незаконных поощрений может в последующем повлечь их незаконное освобождение от дальнейшего отбывания наказания.

В минувшем полугодии органами прокуратуры республики в суды предъявлено 2 750 исков на общую сумму свыше 340 млн рублей., из них более 2,5 тыс исков уже рассмотрено и удовлетворено.

Прокуроры в судебном порядке восстанавливали нарушенные трудовые, жилищные, пенсионные и иные социальные права граждан.

В защиту интересов бюджетов различных уровней прокурорами предъявлено 625 исков на сумму более 282 млн руб., судами уже рассмотрены и удовлетворены 570 из них на сумму более 105 млн.

В поле зрения прокуроров продолжали находиться вопросы профилактики проявлений терроризма и экстремизма.

По инициативе прокуроров к административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности судами привлечено 29 лиц, предъявлено 13 исков, в том числе о признании информационных материалов экстремистскими. 155 исков предъявлено в сфере противодействия терроризму, в их числе 71 иск о признании запрещенной к распространению информации о продаже оружия, о способах изготовления взрывных устройств.

Системные нарушения в сфере противодействия экстремизму и терроризму выявлены прокурорами в деятельности органов местного самоуправления. В целях их устранения внесено 94 представления, принесено 8 протестов, возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 3.3 Закона Республики Коми «Об административной ответственности в Республике Коми» в связи с неисполнением решений региональной Антитеррористической комиссии.

Эффективно и последовательно осуществляли надзор в этом направлении прокуроры гг. Сыктывкара, Ухты, Усинска, Ижемского, Княжпогостского и Троицко-Печорского районов. В то же время прокурорам г. Инты, Эжвинского района г. Сыктывкара, Койгородского и Сысольского районов в текущем полугодии необходимо принять дополнительные меры по повышению его эффективности.

Одним из основных инструментов оперативного оказания правовой помощи гражданам для нас остается работа с обращениями.

В первом полугодии 2019 года в органы прокуратуры республики поступило более 20 тысяч обращений. Половина из них разрешена по существу и каждое пятое удовлетворено. Всего с целью устранения нарушений, выявленных при разрешении обращений, принято свыше двух тысяч мер прокурорского реагирования, каждая из которых касалась защиты интересов конкретных граждан, жителей городов и районов, работников предприятий и организаций республики.

Уважаемые коллеги!

Время моего доклада ограничено регламентом. Мной в докладе освещены далеко не все направления деятельности прокуратуры. Конкретные мероприятия по укреплению законности, соблюдению конституционных прав граждан, охране интересов государства предложены в проекте решения коллегии.

Ответственность:Старший помощник прокурора Республики Коми по взаимодействию со СМИ и общественностью
0

Автор публикации

2
Комментарии: 0Публикации: 132Регистрация: 05-07-2019

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Приглашаем к сотрудничеству
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля