ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА «ЗАКОНОВЕСТ»


В прокуратуре региона подвели итоги работы за 2020 год

В прокуратуре Пензенской области под председательством прокурора региона Натальи Канцеровой состоялось расширенное заседание коллегии, на котором подведены итоги работы органов прокуратуры области по обеспечению законности и правопорядка в 2020 году.

 

В работе коллегии приняли участие Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, Главный федеральный инспектор по Пензенской области Дмитрий Каденков, Председатель Пензенского областного суда Виктор Трифонов, руководители правоохранительных органов региона, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры.

 

С приветственным словом к собравшимся обратился Губернатор области Иван Белозерцев. Он поблагодарил прокуроров за добросовестную службу и призвал продолжить совместную работу по решению основных задач, стоящих перед регионом.

 

С основным докладом на коллегии выступил прокурор области Наталья Канцерова (полный текст доклада приводится ниже).

 

Во второй части расширенного заседания коллегии Наталья Канцерова подвела итоги смотров-конкурсов «Лучший коллектив прокуратуры районного звена», «Лучший государственный обвинитель», «Лучший работник прокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства» и «Лучший сотрудник по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью» и наградила победителей.

 

Лучшими коллективами городских и районных прокуратур в трех группах в зависимости от штатной численности признаны коллективы прокуратуры Ленинского района г. Пензы, Кузнецкого и Бековского районов.

 

Прокурорам указанных районов вручены соответствующие дипломы.

 

Лучшим работником по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 2020 году признан заместитель прокурора Пензенского района Ринат Аджигитов.

 

По итогам конкурса лучшим государственным обвинителем 2020 года признан заместитель прокурора Лунинского района Максим Ульянкин.

 

Лучшим сотрудником по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью 2020 года признана старший помощник прокурора Ленинского района Ирина Чупрунова.

 

После награждения заседание коллегии было продолжено, с докладами на нем выступили заместители прокурора области, руководители подразделений прокуратуры области, прокуроры районного звена. Были обсуждены недостатки и положительные примеры организации прокурорского надзора.

 

По итогам заседания определены основные задачи на 2021 год и мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры Пензенской области.

 

Приводим полный текст выступления прокурора Пензенской области Натальи Канцеровой:

 

 

«Уважаемый Иван Александрович, участники коллегии!

 

 

Для нашего региона, как и для всей страны, 2020 год был очень сложным. Распространение новой коронавирусной инфекции, кризисные явления в экономике, вызванные мерами по противодействию данной угрозе, ограничительные мероприятия – все это наложило свой отпечаток на нашу жизнь.

 

В этот период прокуратура фактически оставалась единственным правозащитным органом, куда граждане могли напрямую обратиться со своими проблемами. Мы ни на минуту не прекращали личный прием, оперативно организовывали проверки по всем сигналам о нарушениях, требующих прокурорского вмешательства.

 

В прошедшем году в органы прокуратуры области поступило свыше 27 тысяч обращений (27 014), при этом каждая шестая разрешенная жалоба была удовлетворена (17,1 %), выявлено 2 737 нарушений законов, принято более 2,5 тысяч мер прокурорского реагирования. Помощь оказана почти 11 тысячам человек.

 

Мобильная приемная региональной прокуратуры работала в 12 отдаленных районах области.

 

Существенный акцент в работе был сделан на защите прав и свобод граждан, хозяйствующих субъектов. Пристальное внимание уделялось соблюдению государственных и общественных интересов, обеспечению законности и правопорядка.

 

Результатом этой работы стало выявление почти 34 тыс. нарушений закона, более половины из которых – в органах государственной власти и местного самоуправления. По актам прокурорского реагирования в дисциплинарном и административном порядке наказано более 11,5 тыс. виновных лиц, возбуждено 152 уголовных дела. Восстановлены права почти 10,5 тыс. граждан.

 

Сегодня мы подводим итоги этой работы, анализируем, что нам удалось сделать для обеспечения законности, и над чем предстоит работать.

 

 

***

 

В прошедшем году самый серьезный вызов был поставлен перед системой здравоохранения. В этих условиях прокурорами особое внимание уделено обеспечению прав граждан на охрану здоровья, доступную и качественную медицинскую помощь, бесплатное лекарственное обеспечение.

 

Во взаимодействии с контролирующими органами прокуратурой области были организованы и проведены проверки во всех учреждениях здравоохранения, задействованных в оказании помощи больным COVID-19.

 

Их результаты потребовали от нас принятия комплекса мер прокурорского реагирования, благодаря которым приобретены дополнительные средства индивидуальной защиты для медперсонала и медицинские изделия, обеспечен надлежащий санитарно-эпидемиологический режим в перепрофилированных больницах, безопасная эксплуатация аппаратов ИВЛ.

 

 

Более чем в половине районов и городских округов региона в деятельности аптечных организаций пресечены факты отсутствия минимального ассортимента лекарственных препаратов, нарушения при их хранении и формировании цен.

 

На протяжении последних лет в регионе наблюдалось существенное недофинансирование территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. А это возможность больниц закупать лекарства в достаточном объеме, хорошо кормить пациентов. Последовательное прокурорское вмешательство позволило постепенно сократить нехватку средств и на 2020 год сформировать бездефицитную программу.

 

Пристальное внимание было сосредоточено на вопросах реализации национального проекта «Здравоохранение». После прокурорского вмешательства дооснащены первичные сосудистые отделения и фельдшерско-акушерские пункты, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение                       на реконструированное задание областной детской больницы.

 

Активизирована работа по приобретению высокотехнологичного медицинского оборудования.

 

Одновременно с этим в поле зрения прокуроров постоянно находилась ситуация с выплатами стимулирующих надбавок медицинским работникам и получением ими страховых гарантий.

 

По результатам прокурорского вмешательства восстановлены права работников 10 учреждений здравоохранения, оказывающих помощь пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19.

 

Учитывая стабильно высокую заболеваемость коронавирусной инфекцией на территории региона в текущем году следует продолжить осуществление системного надзора на данном направлении.

 

Надзорные планы прокуроров должны быть нацелены на жесткий контроль за деятельностью всех уполномоченных органов в данной сфере, целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку медицинских работников и в целом модернизацию системы здравоохранения.

 

Безусловно, должен быть продолжен мониторинг ситуации с ценообразованием на медпрепараты, средства защиты, социально значимые товары, продукты питания, их наличием в аптечной и торговой сети.

 

 

***

 

Прокурорами осуществлялся постоянный мониторинг рынка труда, принимались меры, позволившие оперативно погашать долги по заработной плате.

 

При наличии оснований на нарушения трудовых прав граждан следовала жесткая прокурорская реакция.

 

К злостным неплательщикам зарплаты применялись меры уголовно-правового воздействия.

 

В прошедшем году по таким фактам по нашим материалам возбуждено уголовные дела в отношении трех работодателей (ООО «Мавелина», ООО «РиЧарт», МУП «Агентство поддержки малого предпринимательства Малосердобинского района»), почти 500 виновных в задержках выплаты заработной платы лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности (196 – к дисциплинарной и 262 – к административной).

 

Критике подвергалась деятельность Государственной инспекции труда в Пензенской области, судебных приставов – исполнителей.

 

В целом по результатам принятых мер, несмотря на кризисные явления в экономике, за год удалось более чем на треть снизить общий размер задолженности по заработной плате в регионе с 40 до 29 млн руб. (28 839 тыс. руб.), выплатить 92 млн. рублей долгов и восстановить права 7,5 тыс. работников (7 455).

 

Вместе с тем, несмотря на снижение общего зарплатного долга в регионе, серьезную обеспокоенность вызывает ситуация со своевременной оплатой труда работников муниципальных предприятий, а также организаций с государственным и муниципальным участием.

 

В минувшем году свои обязательства перед работниками своевременно не могли исполнить 11 таких организаций.

 

Эта ситуация требует от нас продолжать системную работу на данном участке.

 

 

***

 

Не могу не остановиться на вопросах защиты прав людей с ограниченными возможностями здоровья, престарелых и других социально незащищенных категорий граждан.

 

В связи с имеющимся в этой сфере целым пластом проблем, не позволяющих инвалидам жить полноценной жизнью, по моему поручению были организованы и проведены целевые проверки, по результатам которых восстановлены их права на беспрепятственный доступ к информации, объектам социальной инфраструктуры, устранены нарушения при организации парковочных мест для автомобилей, предоставлении им мер социальной поддержки, обеспечении индивидуальными средствами реабилитации и лекарственными препаратами, их трудовые  и жилищные права.

 

Например, в Бековском районе в судебном порядке защищены права инвалида, длительное время стоящего на очереди с целью улучшения своих жилищных условий. По иску прокурора суд в декабре обязал орган местного самоуправления заключить с ним договор социального найма жилого помещения.

 

Недавние события в Башкирии вновь возвращают нас к острой проблеме безопасности пребывания наших граждан в стационарных социальных учреждениях.

 

В декабре минувшего года мной организованы проверки объектов с круглосуточным пребыванием граждан на предмет их комплексной безопасности, предварительные итоги которых свидетельствуют об их несоответствии противопожарным нормам.

 

Приведу лишь один пример. В деятельности Мокшанского детского дома-интерната для умственно отсталых детей вскрыто свыше 40 нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. А ведь там проживает 119 человек, большинство из которых дети (71 несовершеннолетний).

 

По нашим актам реагирования ведется работа по их устранению. Ситуация находится на моем личном контроле.

 

Поручаю прокурорам максимально ответственно подойти к проверкам, в дальнейшем не ослаблять работу по защите прав граждан, лишенных возможности самостоятельно отстаивать свои интересы.

 

 

***

 

Значимых результатов в 2020 году удалось достичь в вопросе восстановления нарушенных прав участников долевого строительства.

 

В тесном взаимодействии с региональными властями обеспечен ввод в эксплуатацию 3 проблемных объектов, восстановлены права 472 обманутых дольщиков.

 

Конкретный алгоритм действий определен по каждому из 8 оставшихся проблемных объектов. Уже выплачена компенсация практически всем (156 из 158) участникам долевого строительства ООО «Солнечный город», страховое возмещение двум из трех дольщиков МП «РСК».

 

Продолжается рассмотрение уголовных дел в отношении руководителей недобросовестных застройщиков ОАО «Пензастрой» и ООО «Север-Траст», чьи действия привели к появлению «обманутых дольщиков».

 

При этом в сфере пристального внимания органов прокуратуры продолжает находиться каждый многоквартирный дом, строительство которого осуществляется с привлечением средств граждан.

 

В 2020 году пресечены факты включения в договоры долевого участия положений, ущемляющих права потребителей, размещения рекламы о строительстве многоквартирных домов, не отвечающей требованиям законодательства, и другие нарушения в деятельности застройщиков.

 

По представлениям прокуратуры области внесены коррективы в работу Госжилстройтехинспекции.

 

 

***

 

В условиях негативных тенденций в экономике, вызванных распространением коронавирусной инфекции, значительные усилия органов прокуратуры были сосредоточены на защите прав предпринимателей.

 

При формировании регионального сегмента сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год отклонена практически каждая четвертая проверка (637 из 2 786, или 22,9 %).

 

Отказано в согласовании каждой второй внеплановой проверки (828, или 49,6%). Реализация предоставленных полномочий в этой сфере позволила оградить бизнес от необоснованного вмешательства контролирующих органов.

 

В каждом из 7 случаев, где контролеры в обход закона инициировали незаконные внеплановые проверки, виновные лица привлечены к административной ответственности (ГЖИ, ГИТ, Управления Россельхознадзора, Роскомнадзора, администрация р. п. Сосновоборск), результаты проверок отменены.

 

Серьезной проблемой для предпринимателей региона в прошедшем году являлся вопрос своевременной оплаты за исполненные ими государственные и муниципальные контракты. Сумма долга в отдельные периоды достигала 315 млн рублей.

 

Проведенные прокурорами углубленные проверки деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, подведомственных им учреждений, анализ причин и условий, способствовавших росту долга, позволили установить наряду с объективными факторами многочисленные нарушения, в том числе в деятельности региональных Министерств финансов и здравоохранения.

 

По постановлениям прокуроров за несвоевременную оплату по выполненным контрактам к административной ответственности (по статье 7.32.5 КоАП РФ) привлечено 15 должностных лиц.

 

Рассмотрено 7 регрессных исков к должностным лицам, по вине которых не была своевременно произведена оплата по контрактам, что создало дополнительную нагрузку на бюджет.

 

Материал проверки по факту необоснованного завышения доходной части бюджета г. Кузнецка в размере более 122 млн руб., приведшего к возникновению долгов по муниципальным контрактам, направлен в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

 

Принятые меры прокурорского реагирования способствовали выплате более 930 млн руб.

 

Благодаря личному вмешательству Губернатора на конец 2020 года удалось добиться полного погашения долгов по контрактам за счет средств муниципальных бюджетов и обязательного медицинского страхования.

 

Вместе с тем в текущем году вновь наблюдается рост долгов муниципальных учреждений перед предпринимателями. Это свидетельствует о том, что фундаментальные проблемы так и не были устранены. Поэтому от аппарата и прокуроров требую продолжить еженедельный анализ ситуации с жесткой реакцией на выявляемые нарушения.

 

В поле зрения прокуроров должны оставаться и иные сферы взаимодействия бизнеса и власти: лицензионно-разрешительная, контрольно-надзорная, торговли, оказания государственной и муниципальной поддержки.

 

 

 

***

 

С учетом выделения значительных финансовых ресурсов на реализацию национальных проектов на постоянном жестком контроле находились вопросы правомерности их расходования.

 

Высокий процент освоения бюджетных средств – не повод для самоуспокоения.

 

Как показали проверки, проведенные в 2020 году, нарушениями сопровождается реализация каждого национального проекта.

 

К административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, нарушения порядка и условий расходования финансовых ресурсов привлечены должностные лица из руководящего состава Минспорта, Минтруда, Минобразования, УЖКХ области, 9-ти органов местного самоуправления, а также региональное Министерство сельского хозяйства.

 

Ввиду игнорирования законодательства о контрактной системе к административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 19 должностных лиц.

 

Особый акцент сделан на выявлении уголовно-наказуемых деяний.

 

Прокурорами пресечены мошеннические схемы неправомерного завладения бюджетными средствами путем оказания фиктивных образовательных и консультационных услуг в рамках национальных проектов «Демография» и «Образование». Возбуждено 5 уголовных дел, 2 лица уже привлечено к уголовной ответственности, 2 дела находятся на рассмотрении в суде.

 

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» во взаимодействии с УФСБ установлены факты хищения Министром сельского хозяйства и его первым заместителем средств финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей. Возбуждено и расследуется уголовное дело.

 

Работа на данном направлении продолжена и в текущем году. По материалам проверки прокуратуры Ленинского района г. Пензы возбуждено уголовное делов отношении директора одной из организаций, который неправомерно завладел денежными средствами путем внесения в отчет недостоверных сведений о проведении мастер-класса для предпринимателей.

 

В результате прокурорского вмешательства в 2020 году возвращено в бюджет более 3 млн. руб. незаконно полученных, предназначавшихся на реализацию национальных проектов.

 

Необходимо продолжить качественное надзорное сопровождение реализации национальных проектов, исключив факты несвоевременного и неполного реагирования на нарушения законодательства.

 

В 2020 году во взаимодействии с антимонопольным органом активно проводилась работа, направленная на пресечение недобросовестной конкуренции.

 

Прокурорами установлены признаки 3-х картельных сговоров при участии в торгах на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог на общую сумму свыше 548 млн руб., а также нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов-конкурентов, осуществляющих перевозку пассажиров по регулярным маршрутам в г. Пензе, и лиц, оказывающих услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов.

 

Информация о каждом выявленном нарушении направлена в Пензенское УФАС, которым возбуждено 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В истекшем году, в том числе по материалам прокурорской проверки, возбуждено 3 уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ.

 

 

***

 

 

Проводилась последовательная и системная работа в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 

На постоянном контроле прокуроров находились вопросы подготовки к отопительному сезону, качества представления коммунальных ресурсов, передачи муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам; состояние объектов ЖКХ; исполнение инвестиционных программ и концессионных соглашений.

 

Принятые органами прокуратуры меры, в том числе превентивного характера, способствовали своевременному началу отопительного сезона и его прохождению в штатном режиме.

 

Последовательная позиция органов прокуратуры по обеспечению безаварийного функционирования объектов коммунальной инфраструктуры повлекла положительную динамику по замене ветхих тепловых сетей                                              и проведению плановых ремонтно-профилактических работ. С 2018 г. ежегодно на 20-30 % увеличивается число капитально отремонтированных тепловых сетей, на 29 % — водопроводных сетей.

 

Нарушения нормативов предоставления иных коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение) носили единичный характер, на них следовала жесткая реакция прокуроров, принимался полный комплекс мер прокурорского реагирования.

 

Пресечены нарушения при начислении управляющими и ресурсоснабжающими организациями платы за жилищно-коммунальные услуги. По результатам прокурорского вмешательства гражданам произведен перерасчет на сумму более 280 тыс. руб. (282,5 тыс. руб.).

 

Активизирована работа уполномоченных органов по передаче коммунальных инженерных систем хозяйствующим субъектам в концессию, по оформлению объектов ЖКХ в муниципальную собственность.

 

В результате принятых мер удалось добиться оформления в 2020 году в муниципальную собственность почти 16 км (15,6 км) тепловых сетей, 253 км (252,2 км) газопроводов, 55 км (54,7 км) водопроводов, 11 км (11,33 км) электрических сетей и 5 трансформаторных подстанций.

 

Наиболее актуальным вопросом является задолженность организаций коммунального комплекса за потребленные топливно-энергетические ресурсы, которая на начало прошлого года составляла более 3 млрд руб.

 

Органами прокуратуры области реализованы дополнительные мероприятия, направленные на ее сокращение и улучшение состояния законности в данной сфере. Дана оценка полноте мер, принимаемых уполномоченными органами.

 

Проведены комплексные проверки деятельности организаций коммунального комплекса, в ходе которых выявлены факты неэффективного использования финансовых ресурсов, несвоевременной и неполной оплаты за коммунальные услуги со стороны потребителей, ненадлежащей работы организаций топливно-энергетического комплекса с дебиторами.

 

По всем нарушениям принят полный комплекс мер прокурорского реагирования.

 

На начало текущего года размер задолженности за энергоресурсы сократился более чем на 1,1 млрд руб. (по состоянию на 01.01.2021 долг предприятий коммунального комплекса составил 1 859,9 млн. руб., в том числе за газ – 1 213,2 млн. руб., за электроэнергию – 299,1 млн руб., за тепловую энергию – 347,6 млн руб.).

 

Постепенно нами решаются проблемы, связанные с ненадлежащим качеством домов, построенных в микрорайоне Заря.

 

В результате последовательного прокурорского вмешательства существенно активизировано выполнение мероприятий, направленных на восстановление их нормативного состояния.

 

Так, в ноябре прошлого года завершены работы первого этапа капитального ремонта самого проблемного дома — № 110 по ул. Новоселов.

 

В рамках муниципальных контрактов разработана проектная документация по капитальному ремонту еще 4 домов. На текущий год запланировано проведение соответствующих работ, уже заключено 2 контракта.

 

В текущем году ситуацию в сфере ЖКХ необходимо держать на особом контроле, в том числе не допустить роста долгов за коммунальные услуги.

 

 

***

 

В связи с переходом с 1 января 2019 года на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе обозначилась проблема, связанная с отсутствием эффективной системы сбора, накопления и переработки отходов.

 

Прокурорские проверки выявили нарушения санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, пожарной безопасности на 12 существующих в регионе полигонах ТКО. По результатам прокурорского вмешательства приняты меры к устранению нарушений, виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

 

Скорректирована деятельность органов местного самоуправления в сфере обращения с ТКО.

 

В результате в муниципальных образованиях приняты нормативные акты, которыми установлены места для размещения контейнерных площадок, созданы и обустроены специальные площадки для складирования отходов, в том числе крупногабаритных, ликвидировано 113 несанкционированных свалок бытовых отходов.

 

В постоянном поле зрения прокуроров находились вопросы полноты исполнения обязанностей региональными операторами.

 

В деятельности всех операторов выявлены и пресечены нарушения, связанные с необоснованным начислением платы за услуги, которые фактически ими не оказывались; несоблюдением графиков и периодичности вывоза отходов; необеспечением раздельного сбора отходов; ненадлежащим содержании мест их временного складирования и другие.

 

Кроме того, мы добились лишения статуса регионального оператора ООО «Вторма+», которым на системной основе допускались грубые нарушения при осуществлении деятельности по обращению с ТКО.

 

В настоящее время начата реализация предусмотренных Территориальной схемой обращения с отходами мероприятий по строительству новых мощностей для размещения твердых коммунальных отходов на территории Пензенской области.

 

В этой связи поручаю прокурорам обеспечить системный мониторинг и надзорное сопровождение хода их исполнения, уделив особое внимание вопросам расходования денежных средств, предусмотренных на указанные цели.

 

 

***

 

Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности остается надзор за исполнением налогового законодательства.

 

С учетом складывающейся неблагоприятной экономической ситуации органами прокуратуры области в 2020 году комплексно проанализирована деятельность налоговых органов региона на предмет полноты реализации предоставленных полномочий.

 

Пресечены факты их бездействия при взыскании задолженности в судебном порядке, неиспользования прав взыскателя, несвоевременного направления исполнительных документов для принудительного взыскания в территориальные отделы службы судебных приставов.

 

Установлены случаи нарушения прав предпринимателей при проведении в отношении них выездных налоговых проверок, ведении административных производств.

 

В условиях преодоления последствий распространения коронавирусной инфекции акцент сделан на соблюдении прав граждан и хозяйствующих субъектов при получении мер государственной поддержки.

 

Нарушения в указанной сфере выявлены в деятельности каждой из 11 налоговых инспекций региона. Налоговыми органами массово нарушались сроки направления уведомлений о принятых решениях по заявлениям о предоставлении мер поддержки, принимались необоснованные решения об отказе в предоставлении субсидий, нарушались сроки и порядок рассмотрения обращений граждан.

 

По всем фактам нарушений приняты меры прокурорского реагирования.

 

Однако деятельность налоговых органов все еще требует внесения корректив, для чего необходимо провести контрольные проверки в указанной сфере.

 

 

***

 

Немаловажным направлением деятельности органов прокуратуры области остается надзор за исполнением лесного законодательства.

 

Мерами прокурорского реагирования внесены коррективы в деятельность профильного Министерства и подведомственных ему учреждений.

 

В результате нашего вмешательства начата работа по обеспечению возможности получения в Министерстве государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). Ранее за ее получением хозяйствующие субъекты могли обратиться только через региональный портал.

 

Скорректирована практика реализации ведомством прав взыскателя, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в том числе на обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя, его действий, повторное направление исполнительного документа в территориальный отдел службы судебных приставов.

 

Пресечены факты ненадлежащего выполнения лесничествами функции по патрулированию лесных участков и профилактике лесных пожаров.

 

Прокуроры реагировали также на недостатки в деятельности лесопользователей. В результате устранены нарушения правил использования лесов, заготовки древесины, санитарной безопасности и ухода за лесами.

 

Велась работа по выявлению фактов незаконной рубки. По материалам проверок, направленным в порядке статьи 37 УПК РФ, возбуждено 6 уголовных дел.

 

Необходимо и в дальнейшем не ослаблять надзор на указанном направлении.

 

При этом в преддверии пожароопасного периода повышенное внимание нужно уделить соблюдению законности при подготовке к нему.

 

 

***

 

Как и прежде, в минувшем году значительное внимание уделялось вопросу совершенствования региональной и муниципальной нормативно-правовой базы.

 

Благодаря совместным усилиям прокуратуры и органов государственной власти принят ряд важнейших документов, увеличено количество проектов, охваченных «нулевым чтением». Своевременная превентивная работа прокуратуры позволила предотвратить принятие 486 незаконных нормативных актов. В результате межведомственного взаимодействия при проведении мониторинга изменений федерального законодательства и судебной практики в установленные сроки скорректировано свыше 600 региональных актов.

 

Принятые прокурорами районного звена и аппаратом прокуратуры области меры способствовали повышению эффективности отдельных форм взаимодействия с местными органами и снижению числа незаконных муниципальных актов.

 

Больше чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом принято муниципальных нормативных правовых акта (НПА) на основании разработанных прокурорами модельных документов.

 

Активизирована работа по мониторингу муниципальных НПА их совершенствованию в связи с изменением федерального законодательства Прокурорами направлено 1 919 предложений, представлений и информаций, из которых учтено 1 747, остальные находятся на рассмотрении. Положительное влияние на нормативную базу муниципалитетов оказала работа с планами нормотворческой деятельности местных органов (в отчетном периоде в них учтено 550 предложений прокуроров), реализация правотворческих инициатив (направлено 311 проектов НПА с использованием права правотворческой инициативы, принято 307 актов).

 

В текущем году прокурорам необходимо принять дополнительные меры к повышению качества и полноты проведения проверок проектов муниципальных нормативных правовых актов, обратив особое внимание на наличие в них нарушений федерального законодательства, обеспечить надлежащий учет всех принимаемых НПА и их проектов.

 

 

***

 

В регионе проживает 230 тысяч детей, создание условий для их счастливого детства и нормального взросления персональная ответственность каждого из нас.

 

В 2020 году удалось снизить подростковую преступность на 8,9 %.

 

Практически все сферы жизни несовершеннолетних сопровождались прокурорами – организованные транспортные перевозки, доступность детских садов, обеспеченность школьников учебниками, безопасность прохождения лагерных смен, надежность эксплуатации игрового оборудование и аттракционов.

 

В истекшем году прокурорам удалось восстановить права родителей на ежемесячные и единовременные выплаты. По итогам сплошной проверки жалоб семей, не получивших президентские пособия на детей, приняты меры реагирования к органам местного самоуправления, областному Министерству труда, Пенсионному фонду. Это позволило перестроить работу уполномоченных органов, привлечь виновных лиц ответственности, предоставить положенные меры государственной поддержки.

 

После нашего вмешательства изменилось отношение власти к решению жилищной проблемы детей-сирот. Если в 2019 году из 609 нуждающихся детей-сирот свои права реализовали только 119, то за прошлый год их число возросло вдвое (обеспечено 210 детей-сирот). Благодаря прокурорскому вмешательству удалось предотвратить закупку жилых помещений для них по завышенной цене, заставить органы местного самоуправления уделить внимание техническому состоянию жилья, в котором проживают дети-сироты.

 

Инициирован нами поиск иных правовых механизмов к сокращению лиц, нуждающихся в жилье.

 

Прокуроры жестко пресекали случаи непринятия мер к защите семей, находящихся в социально опасном положении, добились увеличения численности специалистов областной комиссии по делам несовершеннолетних, а также районных органов опеки, выделения бюджетных средств на обновление информационной системы «ДЕСОП».

 

Однако перед нами стоят новые задачи. В повышенном внимании нуждаются вопросы социальной поддержки семей, обеспечения детей лекарственными препаратами и своевременного оказания медицинской помощи, создания условий для получения ими бесплатного образования, организации безопасного отдыха в летний период, консервации потенциально-опасных объектов, в том числе памятников регионального значения, брошенных недостроев.

 

Негативные события в регионе с участием несовершеннолетних, в том числе кощунство над памятником «Великой Победы», указали на серьезные изъяны в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения.

 

 

Несмотря на то, что по итогам года число преступлений в отношении детей осталось на прежнем уровне (за 2019 и 2020 – 848 преступлений), наша совместная работа должна носить упреждающих характер.

 

Вызывают озабоченность сводки оперативной информации о школьных драках, детском травматизме и отравлениях, в том числе наркотическими средствами и алкоголем, о самовольных уходах из семей, совершении суицидальных действий. Растет число насильственных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, преимущественно связанных с преступными действиями в сети Интернет.

 

В каждом таком случае надзорная составляющая не должна сводится лишь к уголовно-процессуальной оценке противоправных действий. Прокуроры должны давать принципиальную оценку и выполнению обязанностей органами системы профилактики, а последними – должны прилагаться максимальные усилия к сокращению числа таких фактов.

 

 

***

 

Под пристальным вниманием прокуроров находились вопросы противодействия коррупции.

 

В 2020 году выявлено 35 фактов личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, иных работников, приводящей к конфликту интересов. По всем нарушениям приняты необходимые меры прокурорского реагирования, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения в связи с утратой доверия.

 

Количество выявленных прокурорами нарушений в сфере расходов выросло в 4 раза, в результате предпринятых прокуратурой области надзорных и координационных мер в суд направлено исковое заявление об обращении в доход государства имущества депутата стоимостью 57 млн руб.

 

По инициативе прокуроров расторгнуто 18 трудовых договоров, заключенных с бывшими служащими с нарушением установленного законом порядка, 5 лиц уволено в связи с утратой доверия.

 

Благодаря совместной работе с силовыми ведомствами удалось пресечь ряд коррупционных схем, в том числе и в высших эшелонах власти.

 

Всего же правоохранительными органами региона возбуждено 121 преступление коррупционной направленности, что на 20 процентов больше, чем в 2019 году (101, +19,8%).

 

На 7 процентов выросло и общее число выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции (1 729). И эти негативные тенденции требуют от всех заинтересованных органов принятия дополнительных мер, направленных прежде всего, на профилактику коррупционных правонарушений.

 

 

***

 

Оперативная обстановка в регионе по итогам 2020 года в целом характеризовалась стабильностью.

 

Отмечен незначительный рост преступлений на 4,6 % (с 12 927 до 13 520), что соответствует общей тенденции по округу.

 

В результате чего на 8,2 % (с 9 713 до 10 505) увеличилось число решений о возбуждении уголовных дел по результатам первичного разрешения сообщений  о преступлениях.

 

Вместе с чем зоной ответственности прокуроров должны оставаться вопросы обоснованности проведения доследственных проверок и устранения волокиты по ним. Наша задача —  обеспечить принятие окончательного законного решения по каждому материалу с длительным сроком проверки.

 

Произошло увеличение тяжких и особо тяжких преступлений (+17,3 %), их удельный вес от числа зарегистрированных составил 28,4 %.

 

Социально-криминологическая структура преступности характеризуется снижением подростковой преступности (с 235 до 214, -8,9 %), числа преступлений, совершенных в группе (с 709 до 651, -8,2 %), в состоянии алкогольного опьянения (с 3 265 до 3 184, -2,5%), в общественных местах (-8,7%), а также на улице (-8,5 %).

 

В то же время отмечается рост повторных преступлений (с 4 996 до 5 192, +3,9 %).

 

Прокурорам и правоохранительным органам следует обратить внимание на данные тенденции, скорректировав свою работу.

 

Акцентирую внимание прокуроров на работе по выявлению преступлений, предусмотренных статьей 230 УК РФ. Уголовно-наказуемые деяния, связанные со склонением к потреблению наркотических средств, остаются до настоящего времени латентными. Правоприменительная практика не формируется.

 

Не снижается важность выявления преступлений, связанных с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности. Органами следствия возбуждено всего 3 (0) таких уголовных дела, причем по 2 из них уголовное преследование инициировано прокурорами.

 

Увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с легализацией денежных средств (с 17 до 24, на + 41,2 %), из них 19 связаны с незаконным оборотом наркотических средств, 5 — с предикатными преступлениями в сфере экономической деятельности. Как результат, более чем в 12 раз по оконченным уголовным делам выросла сумма легализованных преступных доходов (с 4 821 тыс. руб. до 58 355 тыс. руб.).

 

Прокурорам необходимо продолжить осуществление надзора за производством следствия и дознания, оперативно реагировать на случаи волокиты, нарушения прав потерпевших от преступлений, а также лиц, в отношении которых принимаются меры процессуального принуждения, добиваться реального устранения нарушений законности.

 

В результате целенаправленной работы по пресечению фактов незаконного преследования, удалось добиться снижения количества лиц, получивших право на реабилитацию практически на треть (с 145 до 105, — 27,6 %) и безосновательного возбуждения уголовных дел в отношении конкретных граждан (с 35 до 16, — 54,3 %).

 

Требую от прокуроров жесткой реакции на факты незаконного уголовного преследования, особенно предпринимателей.

 

 

***

 

В прошедшем году на четверть возросло число выявленных прокурорами нарушений и принятых в связи с этим мер реагирования в сфере надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

 

Более чем в два раза увеличилось количество направленных в суд заявлений о признании информации запрещенной, а также наполовину — возбужденных дел об административных правонарушениях в указанной сфере.

 

Однако в регионе наблюдается рост количества преступлений экстремистской направленности и террористического характера, в связи с чем необходимо пересмотреть подходы к осуществлению надзора в данной сфере.

 

 

***

 

Состояние законности при исполнении на территории региона уголовных наказаний было обсуждено 4 декабря 2020 г. на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов области с участием Председателя Правительства области.

 

Проблем в этой сфере много. Это и превышение лимита содержания в следственном изоляторе г. Пензы, и обеспечение трудовой занятости спецконтингента, рецидивная преступность среди лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества.

 

Решить эти проблемы можно только в тесном взаимодействии правоохранительных органов и органов власти региона.

 

Необходимо повысить качество прокурорского надзора за соблюдением законности при учете преступлений, принципиально реагировать на допущенные субъектами учета нарушения, добиваясь их фактического устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

 

 

***

 

В 2020 году обеспечена открытость деятельности органов прокуратуры для средств массовой информации. Прокуроры разместили в СМИ и на различных информационных ресурсах в сети «Интернет» более 4 тысяч информаций о своей работе, которые процитированы 31 тыс. раз.

 

Работниками органов прокуратуры проведено и принято участие более чем в 6 тыс. мероприятий правового просвещения.

 

 

Безусловно, эта лишь часть проделанной органами прокуратуры области работы. В отведенное регламентом время трудно осветить все, что было сделано с целью защиты прав граждан, интересов общества и государства. Более подробный анализ результатов работы будет продолжен во второй части заседания коллегии.

 

 

Благодарю за внимание!»


Средство массовой информации сетевое издание «Законовест» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 73896 от «19» октября 2018.
E-mail: zakonovest@anopartner.ru


Стр. №1 из 1 
Адрес: https://zakonovest.ru/post-group/v-prokurature-regiona-podveli-itogi-raboty-za-2020-god/
Дата публикации:  23.02.2021