УЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В МОСКВЕ

4 января 2020 в 03:00
на сайт, и вы сможете вступить в группу.
image_pdfimage_print

В ноябре 1730 года Сенатом Российской империи был издал указ об изготовлении стеклянных фонарей для освещения Москвы в зимнее время. Уже 5 января 1731 года в Москве были зажжены первые масляные уличные фонари в количестве 520 штук. Они зажигались в период с 1 сентября по 1 мая, по 18 ночей в месяц, когда на небе не светила луна. Деньги на устройство освещения выделялись казной, но зажигать фонари и содержать их в исправности должны были сами жители.

Фонари заправлялись конопляным маслом, которое тогда шло и в пищу. Фонарщики  должны были заправлять их и зажигать с наступлением темноты. Чтобы масло не воровали и его невозможно было употребить в пищу, в него стали добавлять скипидар. Светили они неярко, но такое освещение просуществовало почти 130 лет.

В 1800 году общее число фонарей составило 6559. Из них 4614 были укреплены на столбах, остальные – прибиты к стенам домов. Для увеличения яркости в фонари начали устанавливать отражатели, а затем вообще стали заправлять лампадным маслом. Однако эта затея оказалась финансово неприподъёмной для городской казны. Фонари стали заправлять хлебным спиртом. И опять, чтобы спирт не воровали и не пили, в него начали добавлять скипидар, а сами фонари стали закрывать на замки.

В 1863 году были объявлены торги на улучшение освещения в Москве. Московская городская дума приняла решение установить в городе 2200 керосиновых фонарей. Они были гораздо ярче масляных, и давали силу света в 8-10 свечей. Москвичам это пришлось по душе, они стали чаще выходить и гулять по вечерам по улицам города. Благодаря новому освещению, Москва стала европейским городом.

Керосина в фонарях хватало на несколько дней. Днём фонарщики собирали лампы и отвозили или относили их для заправки в депо, заливали в них керосин, а затем возвращали их на место. Пик работы наступал вечером, когда за небольшой промежуток времени приходилось зажигать до нескольких десятков фонарей.

Каждый месяц городской думой утверждался осветительный календарь, в котором подробно – для каждой ночи – было прописано, с какого по какой час производить освещение. Всю ночь фонари горели только вокруг тюрем, а на территории города – только до двух-трех часов. Если ночь по календарю была лунная, то освещение совсем не зажигалось.

В 1865 году с одной из английских фирм был подписан контракт на устройство газового освещения. В Москве эта компания уже построила газовый завод и проложила газопровод. Ею было установлено три тысячи газовых уличных фонарей. Цена за уличный фонарь была установлена всего в 14 рублей 50 копеек. Англичане рассчитывали, что это привлечёт много частных потребителей и таким образом расходы на уличное освещение будут компенсированы. Однако москвичи боялись, что газ будет взрываться, что им можно отравиться, поэтому не спешили устанавливать газовое освещение. Многие вообще не понимали, что такое газ, и как может гореть воздух без фитиля. Контракт на газовое освещение был подписан на срок 25 лет. Он был  непродуманный. Газ тогда получали из каменного угля, который первое время импортировали из Англии. Всё это создавало дополнительные сложности. А с появлением в 1880 году электрического освещения газовые фонари постепенно были забыты.

Поначалу было установлено 100 электрических фонарей. Все они находились в разных частях Москвы и принадлежали частным владельцам, которые освещали свои рестораны сады, доходные заведения. Например, в саду «Эрмитаж» стояли целых 24 электрических фонаря. Здесь каждый вечер собиралась публика и аплодировала достижению научно-технического прогресса – электричеству.

Для привлечения верующих решено было освещать электричеством и территорию храма Христа Спасителя. Тем более, что считалось, что электрический свет – это дар божий, который снизошел на русского инженера П. Н. Яблочкова – изобретателя дуговой лампы. Фонари со свечами Яблочкова после Москвы зажглись в Подмосковье, Ораниенбауме, Киеве, Нижнем Новгороде Гельсингфорсе (сегодняшний Хельсинки), Одессе, Харькове, Николаеве, Брянске, Архангельске, Полтаве, Красноводске, Саратове и других городах Российской империи.

Однако большинство ламп, использовавшихся для уличного освещения, были всё же американского производства. Их массовое, промышленное производство было начато Томасом Эдисоном. За счёт массовости они становились дешевле и доступнее.

В 1883 году дуговые лампы освещали площадь вокруг храма Христа Спасителя в день коронации Александра III. Под впечатлением пышных празднеств богатые жители Москвы стали подавать генерал-губернатору прошения об устройстве электрического освещения в своих домах. Однако это стало возможным только 30 лет спустя, когда была открыта первая центральная электростанция на Раушской набережной. Хотя с 1907 года на улицах города появилось большое количество электрических фонарей с лампами накаливания, полностью на электрическое уличное освещение Москва перешла только в 1932 году.

Это объясняется тем, что газовые, керосиновые компании в конкурентной борьбе с производителями электрических ламп, начали внедрять калильные сетки. Они значительно улучшили уровень уличного освещения. Фонари с простыми горелками стали менять на керосинокалильные, газокалильные. Эти устройства были легки в обращении и очень эффективны: одного керосинокалильного фонаря хватало, чтобы зимним вечером осветить каток или сквер. Такой фонарь можно было легко установить и зажечь там, где невозможно протянуть электрический кабель.

Практически весь период Великой Отечественной войны в Москве уличное освещение было ограничено, действовали меры по светомаскировке. Централизованная система управления наружным освещением могла за одну секунду включить и выключить все фонари в городе одновременно. Кроме того,  при возникновении аварийных ситуаций молодые девушки-электромонтёры, поскольку многие мужчины были на фронте, ходили по городу с огромными лестницами, лампами и светильниками и постепенно восстанавливали освещение. Отменили светомаскировку только 30 апреля 1945 года.

Централизованная система управления городским освещением, введенная до войны, усовершенствованная применением компьютеров, действует до сих пор. Программное обеспечение учитывает продолжительность светового дня, ситуации на улицах, а также возможные работы по устранению возникших неполадок.

Очень многое по разработке уличных светильников разных типов – ртутных, газоразрядных, натриевых – было сделано учёными и инженерами Научно-исследовательского института источников света имени А. Н. Лодыгина в Саранске. Они применяются наряду с модными сегодня светодиодными лампами как зарубежного, так и отечественного производства.

Автор публикации

не в сети 41 минута

Редакция "Законовест"

28
Комментарии: 0Публикации: 161757Регистрация: 22-02-2018
Copyright © 2018-2020 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля