СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ НА РУСИ

на сайт, и вы сможете вступить в группу.

Святого Георгия Победоносца почитают в разных странах, и это почитание берет свое начало со времён процветания Римской империи. Приблизительно в IV веке сначала в Восточной, а затем в Западной Европе появляются храмы, носящие его имя. На Руси он становится одним из первых почитаемых святых. Князь Ярослав с открытием храма в Киеве установил в этот день праздник для всех славян, называемый Юрьевым днем, который отмечается в ноябре и в мае.

В знак особого почитания изображения Георгия появились на монетах, знамёнах, княжеской утвари.

Георгий родился в Каппадокии в семье военачальника Геронтия. Тот погиб в бою, не дожив до совершеннолетия мальчика. После этого мать вместе с сыном переехала в палестинскую Лидду, где жили ее родственники. Мать отправила Георгия на военную службу, где император Диоклетиан быстро оценил его ум, мужество и стойкость. Вскоре юноша стал военачальником.

После смерти матери Георгию осталось богатое наследство, и, казалось бы, он мог жить в свое удовольствие. Однако в это время он знакомится с христианской идеологией и принимает их веру. Момент знакомства с христианской религией совпадает с периодом гонения на христиан. Он раздает свое имущество нуждающимся и распускает рабов. Георгий заявляет о своей вере Диоклетиану, который был та­лант­ли­вым пра­ви­те­лем, но фа­на­тич­ным при­вер­жен­цем рим­ских бо­гов, т.е. язычества. После уговоров об отречении от веры император в качестве наказания приказал пытать бывшего любимца, чтобы заставить того отречься от веры. Однако, он вынес все мучения и победил страдания и соблазны. Только после этого ему по приказу императора отсекли голову. За му­же­ство и за ду­хов­ную по­бе­ду над му­чи­те­ля­ми, ко­то­рые не смог­ли за­ста­вить его от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства, а так­же за чу­до­дей­ствен­ную по­мощь лю­дям в опас­но­сти – на­зы­ва­ют еще По­бе­до­нос­цем.

Христианское предание считает местом захоронения Георгия Лидду (сейчас это город Лод в Израиле). Там, в православном храме, хранится голова великомученика, а другие части мощей есть в Венеции, Риме, Праге, Кёльне и Парижском реликварии Сент-Шапель. Правую руку Георгия оберегают на греческом Афоне, в монастыре Ксенофонта.

На ико­нах святой Ге­ор­гий изо­бра­жа­ет­ся си­дя­щим на бе­лом коне и по­ра­жа­ю­щим ко­пьем змия. Это изо­бра­же­ние ос­но­ва­но на пре­да­нии и от­но­сит­ся к по­смерт­ным чу­де­сам свя­то­го. Согласно легенде, неда­ле­ко от го­ро­да Бей­ру­та в озе­ре жил змей, ко­то­рый наводил ужас на местных жителей. Чтобы успокоить монстра, жители отдавали ему каждый месяц на съедение юношу или девушку. Од­на­жды жре­бий вы­пал на дочь пра­ви­те­ля той мест­но­сти. Ее нарядили в лучшие одежды от­ве­ли на бе­ре­г озе­ра, где она в ужа­се ста­ла ожи­дать по­яв­ле­ния змея.

Ко­гда чудовище стало при­бли­жать­ся к ней, вдруг по­явил­ся свет­лый юно­ша на бе­лом коне. Он по­ра­зил ко­пьем змея и спас де­вушку. Этот юно­ша и был свя­тым Ге­ор­гием. Легенда гласит, что та­ким образом было пре­кращено уни­что­же­ние людей в округе Бей­ру­та, а жители, бывшие до того времени язычниками. восхищенные его подвигом, приняли христианство.

Святой Ге­ор­гий считается по­кро­ви­тель во­ин­ства. Изо­бра­же­ние Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца на коне сим­во­ли­зи­ру­ет по­бе­ду над диа­во­лом – «древним зми­ем». Он изо­бра­же­н на гербе го­ро­да Моск­вы, а также на ряде государственных наград Российской Федерации. До 1917 года военные – представители регионов Средней Азии и Кавказа, награжденные за боевые заслуги, иногда даже просили дать им знак отличия не с двуглавым орлом, а с всадником, имея в виду Георгия Победоносца.

Мож­но также говорить о том, что яв­ле­ние свя­то­го Ге­ор­гия на коне для за­щи­ты жи­те­лей от змея, а так­же опи­сан­ное в жи­тии чу­дес­ное ожив­ле­ние един­ствен­но­го во­ла у зем­ле­дель­ца по­слу­жи­ли по­во­дом к по­чи­та­нию этого свя­то­го как по­кро­ви­те­ля ско­то­вод­ства и за­щит­ни­ка от хищ­ных зве­рей.

День ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия в на­ро­де еще на­зы­ва­ют «Юрьев (или «Егорьев») день». До вре­мен цар­ство­ва­ния Бо­ри­са Го­ду­но­ва в этот день кре­стьяне мог­ли пе­ре­хо­дить к дру­го­му по­ме­щи­ку. Однако после полного закрепощения это право у них было отнято, а в народе появилось выражение «вот тебе и Юрьев день». Оно означало крайнюю степень разочарования. Отсюда же родилось слово «объегорить», то есть «жестоко обмануть».

На Руси весенний «Егорий» был началом распашки полей и выпаса домашних животных. Поэтому великомученика просили о богатом урожае, хорошей погоде, здоровье скота.

Считалось, что святой приходил на помощь всем, кто его об этом просил. В это день нельзя было ссориться, особенно с военными. Крестьяне опасались, что, если впасть в ярость на «Егория», можно получить удар молнии при ближайшей грозе.

Девушки с этого дня начинали собирать лечебные растения. Если находили на травинках «егорьевскую росу» – умывались ею, чтобы сохранить красоту на долгие годы.

(По материалам интернет-источников)

Автор публикации

не в сети 9 часов

Редакция "Законовест"

Комментарии: 0Публикации: 161994Регистрация: 22-02-2018
Copyright © 2018-2022 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля