Прокурорами Сибирского федерального округа в первом полугодии 2022 года оспорено свыше 22 тысяч муниципальных нормативных правовых актов

Управлением Генеральной прокуратуры РФ по Сибирскому федеральному округу проанализированы результаты прокурорского надзора в первом полугодии 2022 г. за соответствием федеральному законодательству муниципальных нормативных правовых актов (далее – актов). Прокурорами оспорено 22 108 (+4,5 %) актов органов местного самоуправления, приведено в соответствие с законом 20 393 акта.

Отмечается рост выявленных и оспоренных прокурорами актов в 7 из 10 регионов округа. В Иркутской и Томской областях их количество осталось примерно на уровне 2021 г., в Алтайском крае сократилось на 4,4 %.

В поле зрения прокуроров находились вопросы соответствия уставов муниципальных образований федеральному законодательству. Они корректировались в связи с изменениями, внесенными в закон, регулирующий общие принципы организации местного самоуправления в России. Наиболее активно эту работу проводили прокуроры в Красноярском крае (134), Иркутской (134) и Новосибирской (114) областях.

Повсеместно обеспечивалось приведение актов согласно изменившемуся бюджетному законодательству. Так, по протестам прокуроров в Красноярском крае скорректированы 48 актов, регулирующих порядок предоставления субсидий юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг, из бюджета муниципального образования, не соответствовавших нормам статей 78, 78.1 БК РФ, в которые внесены изменения в части требований к актам, регламентирующим порядок определения объема и предоставления субсидий.

Дана оценка муниципальным актам в налоговой сфере. Так, 6 муниципалитетами удовлетворены протесты прокурора г. Таштагола Кемеровской области – Кузбасса, внесены изменения в акты по вопросам установления земельного налога, которые не учитывали требований статьи 397 НК РФ о сроке его уплаты.

Прокуроры реагировали на несоответствие актов федеральному законодательству о государственной и муниципальной собственности. Только в Новосибирской области выявлено более 170 незаконных актов в этой сфере. В частности, основанием для принесения 66 протестов прокурорами районов явилось несоответствие положений о приватизации муниципального имущества требованиям законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества при установлении способов приватизации, регулировании вопросов внесения платы за приобретение муниципального имущества, опубликования прогнозных планов, решений об условиях приватизации, иных информационных сообщений. Акты изменены.

Незаконные акты в сфере земельных правоотношений выявлены в 6 из 10 регионов. Так, во исполнение требований протестов Змеиногорского межрайонного прокурора, прокурора Кулундинского района Алтайского края внесены изменения в 6 административных регламентов по предоставлению земельных участков, которые не учитывали новелл, допускающих наряду с предусмотренными Земельным кодексом РФ иные случаи продажи и предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

По требованиям прокуроров корректированию подверглись муниципальные акты в сфере градостроительства. Например, прокурором Парабельского района Томской области принесены протесты на правила землепользования и застройки всех сельских поселений в целях устранения в них противоречий нормам статьи 35 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 30.12.2021), изменившим состав жилых зон.

Вмешательство прокуроров потребовалось в связи с наличием незаконных актов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере. Так, по их протестам отменены 7 актов администраций сельсоветов Усть-Абаканского и Боградского районов Республики Хакасия, утвердивших положения о муниципальном жилищном контроле, административные регламенты его осуществления, поскольку положение о данном виде контроля утверждается представительным органом муниципалитета.

Во всех регионах округа выявлены пробелы в муниципальном нормотворчестве, связанные с ненадлежащей реализацией требований федеральных законов. Прокуроры инициировали принятие актов, обязательных в силу требований бюджетного, земельного, трудового, экологического законодательства, законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции и др.

Восполнению пробелов в муниципальном нормотворчестве способствовала разработка модельных актов. Например, в Алтайском крае на основе подготовленных органами прокуратуры 3 модельных актов органами местного самоуправления приняты 464 акта, в Новосибирской области на основании 6 модельных актов принят 1 301 акт, в Омской области 50 и 4 999 соответственно.

Принимаемые прокурорами меры в сфере муниципального нормотворчества способствовали восстановлению прав граждан и субъектов предпринимательства.

Например, по результатам рассмотрения актов реагирования прокурора Аларского района Иркутской области 16 представительными органами поселений внесены изменения в акты о земельном налоге, установившие льготы по его уплате для субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством в сферах предпринимательства и инвестиционной деятельности.

Благодаря вмешательству прокурора скорректированы Правила благоустройства территории Харламовского сельского поселения Таврического района Омской области, содержавшие запрет на посещение с домашними животными магазинов, организаций массового питания, медицинских, культурных и образовательных учреждений, без установления исключений для инвалидов, использующих собак-проводников.

Работа по приведению муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством продолжается.

Автор публикации

0
Комментарии: 0Публикации: 580Регистрация: 26-07-2021