«Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при осуществлении государственного и муниципального контроля, механизм защиты от незаконных действий»

image_pdfimage_print

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя, а точнее руководителей и иных должностных лиц юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей, предоставляемые при проведении проверок, перечислены в статье 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон).

Прежде всего, это право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету, которое корреспондирует с обязанностью должностных лиц органов контроля не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения (пункт 5 статьи 18 Федерального закона)

Запрет осуществлять выездную проверку в отсутствие представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, за исключением случая проведения такой проверки по факту причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, установлен пунктом 2 статьи 15 Федерального закона.

Хозяйствующим субъектам гарантировано право получать от органа контроля информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органом контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов и органов местного самоуправления.

Требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления и включенные в указанный перечень, запрещено (пункт 8 статьи 15 Федерального закона).

Вместе с тем, хозяйствующий субъект по собственной инициативе может представить документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган контроля.

Неотъемлемо право юридического лица и индивидуального предпринимателя знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа контроля.

Так, согласно части 12 статьи 16 Федерального закона юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка деятельности которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений; при этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Нарушение требований части 4 статьи 16 Федерального закона о вручении (направлении) акта проверки проверяемому лицу является грубым нарушением и влечет не только недействительность результатов проверки (пункт 6 части 2 статьи 10 Федерального закона), но и привлечение должностного лица органа контроля, виновного в нарушении прав предпринимателей, к административной ответственности по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в непредставлении акта о проведенной проверке).

Субъекты предпринимательской деятельности вправе привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в также результаты проверки можно оспорить как в административном, так и судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

: Я автор (captcha):

Автор публикации

5
Комментарии: 0Публикации: 267Регистрация: 27-01-2020
Copyright © 2018-2020 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля