ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН И МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ

26 августа 2021 в 13:26
на сайт, и вы сможете вступить в группу.
image_pdfimage_print

В детстве, посещая парк культуры и отдыха, не раз приходилось останавливаться перед аттракционом «Мертвая петля». Садишься в макет самолетика, который поднимает тебя в воздух в вертикальной плоскости. Перевернуться несколько раз вниз головой было даже интересно. Дух захватывало.
Почему оборот, который делал самолет, назывался «мертвой петлей»? Кто был автором этого аттракциона? – На самом деле все было очень серьезно и замышлялось совсем не для развлечений.
Автором этой фигуры высшего пилотажа был штабс-капитан российской армии Пётр Николаевич Нестеров. Поэтому есть и другое ее название – «петля Нестерова».
П.Н. Несторов родился 15 (27) февраля 1887 года в Нижнем Новгороде в семье Николая Фёдоровича и Маргариты Викторовны Нестеровых. После скоропостижной кончины отца – офицера, воспитателя Нижегородского кадетского корпуса имени Аракчеева – семья, в которой было четверо детей, находилась в крайне стесненном материальном положении. Поэтому, наверное, единственным возможным вариантом построения жизненного пути была военная карьера.
В 1897 году Петр поступил в Нижегородский кадетский корпус, где ранее преподавал его отец. В 1904 году после окончаниякадетского корпусав числе шести лучших выпускников он был зачислен в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Именно в годы учебы проявилась его настойчивость и умение добиваться поставленной цели, несмотря ни на какие препятствия.
В 1906 годуон с блеском окончил училищеи был произведен в подпоручики. Отличные результаты учебы давали ему право выбора места службыи возможность остаться в Санкт-Петербурге или хотя бы в любом другом городе европейской части России. Однако, он выбрал 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую Его Императорского Высочества Генерал-Фельдцейхмейстера великого князя Михаила Николаевича артиллерийскую бригаду, расквартированнуюво Владивостоке.
Дело в том, что П.Н. Нестеров решил жениться, а молодые офицеры тогда имели право вступать в брак только по достижении 23 лет. Требовалось получить разрешение начальства, а для этого нужно было доказать свою финансовую состоятельность: представить документы на весьма доходную недвижимость или сделать банковский вклад на астрономическую по тем временам сумму в 5000 рублей. На такой солидный доход могли рассчитывать только офицеры, служившие в дальних гарнизонах.
Молодой офицер Нестеров сразу же проявил себя человеком способным, пытавшимся внедрить в повседневную службу что-то новое. Учитывая это, командование прикомандировало его к Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте для совершенствования методики корректировки артиллерийской стрельбы с помощью привязного аэростата. Нестеров стал наблюдателем-корректировщиком и смог подниматься в воздух. Аэростаты уже использовались на флоте еще в период Русско-японской войны. Но опыт этот не был в достаточной степени оценен и распространен. Новатором здесь и выступил подпоручик Нестеров.
В августе 1910 года по причине болезни легких П.Н. Нестерова на год перевели служить во Владикавказ в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду. Добирался он к новому месту службы через Нижний Новгород, где в это время на ипподроме знаменитый авиатор Сергей Исаевич Уточкин провел показательный полет. Здесь вместе со множеством зрителей Нестеров впервые увидел самолет.
В 1912 году он был командирован на учёбу в Офицерский класс Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине. 18 августа 1912 года П.Н. Нестеров совершил тринадцатичасовой перелет на аэростате, пролетев 750 верст на высоте 3400 метров, своего рода рекорд для того времени. А в сентябре того же года совершил свой первый самостоятельный полёт на аэроплане.
П.Н. Нестеров обладал не только солидными познаниями в технике и механике, но и занимался теоретической разработкой вопросов воздухоплавания. Теоретические знания привели его к мысли о возможности совершить в воздухе поворот в вертикальной плоскости или так называемую «мёртвую петлю». Это предположение Нестеров подтвердил на практике на аэроплане французской конструкции «Ньюпор-4» в августе 1913 года в Киеве над Сырецким полем. Этим приемом он положил начало высшему пилотажу. Право Нестерова на мировое первенство в выполнении такого авиационного приема публично признал знаменитый французский авиатор Адольф Пегу, который совершил подобный вертикальный полет шесть дней спустя.
Следует сказать, что в мае 1914 года Пегу приехал в Санкт-Петербург, где он, П.Н. Нестеров и Н.Е. Жуковский совместно выступили в Политехническом музее.
10 февраля 1914 года П.Н. Нестеров за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществление им «мёртвой петли» Киевским Обществом воздухоплавания был награжден золотой медалью Общества и памятным золотым жетоном от руководства города.
В мае 1913 года, по окончании учебного курса в Авиационном отделе школы и сдачи экзамена на звание «военный лётчик» Нестеров был назначен в формировавшийся в Киеве авиационный отряд. В конце августа ему было присвоено звание штабс-капитан.
С конца июня по конец ноября 1913 года П. Н. Нестеров временно исполнял должность начальника отряда, а с февраля 1914 года был назначен начальником 11-го корпусного авиационного отряда. Конечно, летный опыт у него был небольшой. В то время в авиацию, тем более в военную, приходили люди из разных сфер военной деятельности. Здесь сыграли свою роль личные качества и знания самого Нестерова и общая нехватка способных авиаторов.
П. Н. Нестеров проявил себя и как авиационный инженер -конструктор. Еще в июле–августе 1911 года, будучи в отпуске в Нижнем Новгороде, Нестеров познакомился с учеником профессора Н.Е. Жуковского математиком П. П. Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. Вместе с Соколовым они построили планер. Именно на этом аппарате он впервые и поднялся в воздух. Позже он разработал проект самолёта без вертикального оперения, на котором даже было выполнили несколько испытательных полётов. Вместе со своим механиком унтер-офицером Г.М. Нелидовым разработал оригинальный двигатель с воздушным охлаждением, занимался строительством одноместного скоростного самолёта. Для борьбы с дирижаблями и разрушения их оболочки Нестеров предложил установить в хвостовой части аэроплана специальный нож-пилу, а для поражения воздушного винта самолёта неприятеля – длинный трос с грузом на конце в виде «кошки».
Как летчик-испытатель в августе 1913 года он руководил групповым перелетом трех машин по маршруту Киев – Остёр – Козелец – Нежин – Киев с посадками на полевых аэродромах. Впервые в истории авиации на маршруте тогда была проведена киносъемка. В первой половине 1914 года П. Н. Нестеровым были осуществлены два дальних перелёта – Киев – Одесса за 3 часа 10 минут и Киев – Гатчина за 9 часов 35 минут.
В его авиационном отряде отрабатывались вопросы ведения воздушного боя, взаимодействия авиации с наземными войсками, проводились тренировки ночных полетов.
Сразу же после Первой мировой войны авиационный отряд, которым командовал Нестеров, был направлен на Юго-Западный фронт, где участвовал в боях за Львов. П. Н. Нестеров неоднократно вылетал на разведку позиций противника, одним из первых осуществил бомбардировку приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено настолько успешно, что командование австро-венгерского войск даже пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова. За месяц боевых действий Нестеров успел совершить 28 вылетов.
8 сентября (26 августа) 1914 года в районе города Жолква в Галиции П. Н. Нестеров на своем самолете «Моран» поднялся в воздух. Он атаковал австрийский самолет-разведчик «Альбатрос», который наблюдал за передвижением русских войск. В самолете находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь. Нестеров принял решение сбить самолет противника и взял курс ему наперерез. В то время самолеты еще не оснащались вооружением. Воздушный бой велся с помощью револьверов и карабинов.
Чтобы предотвратить разведывательные действия врага, Нестеров попытался ударить шасси своего самолета по краю несущей плоскости аэроплана противника. Но удар пришелся в середину австрийского самолета. Колеса «Морана» Нестерова попали под верхнюю плоскость «Альбатроса», а винт и мотор ударили по ней сверху. Вал мотора «Морана» не выдержал удара и переломился, сам мотор оторвался от самолета. Таким образом, повреждения получили оба самолета. Но таран достиг цели – австрийский «Альбатрос» потерял управление и упал. Его экипаж погиб от удара о землю. Самолет Нестерова тоже упал на землю. Возможности спастись у пилотов тогда практически не было. Парашюты как средство спасения пилотов стали применяться позже. Вероятнее всего, Нестеров погиб, ударившись виском о ветровое стекло самолета во время неуправляемого планирования машины. Конечно, исполняя воинский долг и выполняя боевую задачу, он совершил подвиг, но он не собирался жертвовать собой ради уничтожения австрийского аэроплана. Его гибель стала трагической случайностью.
Похоронен П.Н. Нестеров был в Киеве 31 августа 1914 года при большом стечении народа. Сначала он был погребен около Аскольдовой могилы, а затем могилу его перенесли на Лукьяновское кладбище. Проститься с бесстрашным летчиком пришли не только непосредственные сослуживцы, но и высшие чины штаба, включая командующего 3-й армией генерала от инфантерии Н.В. Рузского.
О поступке бесстрашного авиатора сообщили русские газеты.
Подвиг Нестерова был повторен в первой мировой войне. В марте 1915 года поручик А.А. Казаков применил таран как прием воздушного боя и благополучно возвратился на свой аэродром.
Имя Нестерова и его подвиг не забыты: В честь П.Н. Нестерова город Жолква Львовской области Украины с 1951 по 1992 год носил название Нестеров. В 1962 году Международная авиационная федерация учредила переходный приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу – кубок имени П. Н. Нестерова. Имя «Нестеров» присвоено астероиду, зарегистрированному под номером 3071.
В честь П. Н. Нестерова в 1994 году в России учреждена ведомственная награда – медаль Нестерова, которой награждаются военнослужащие, лётный состав гражданской авиации и авиационной промышленности.
В год столетия исполнения фигуры высшего пилотажа «мёртвая петля» Национальным банком Украины была введена в оборот монета номиналом пять гривен.
В Киеве, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и нескольких других городах России есть улицы, носящие его имя. В России и на Украине ему были установлены памятники, мемориальные доски и памятные знаки на домах, где он жил. Правда, мемориальные места, находящиеся на Украине, были разрушены после 1990-х годов, как и многие другие памятники, посвященные подвигам русских и советских героев. Виновата политика.

Автор публикации

не в сети 2 недели

Редакция "Законовест"

28
Комментарии: 0Публикации: 161961Регистрация: 22-02-2018
Copyright © 2018-2021 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля