КРЕЙСЕР «АВРОРА»

на сайт, и вы сможете вступить в группу.
image_pdfimage_print

(Фото Яндекс)

11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге произошло событие, которое оказало громадное влияние на ход всей современной истории Российского государства. В этот день на Новом Адмиралтейском заводе был спущен на воду новый боевой корабль типа «Диана». Имя «Аврора» ему было дано императором Николаем II в честь богини зари у римлян. Корабль был заложен в 1897 г. Строительство продолжалось три года. Общая стоимость крейсера в целом составила примерно 6,4 млн рублей. В июне 1903 г. начались ходовые испытания крейсера, а также его подготовка к отправке на Тихий океан.

С началом русско-японской войны «Аврора» вошла в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Ее командиром стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. Во время перехода в Тихий океан обстановка на корабле была напряжённая, поскольку ожидалось нападение японских кораблей. На случай минных атак орудия постоянно находились в заряженном состоянии, а орудийная прислуга спала возле них. Капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев сделал многое для улучшения морального климата на корабле. За время похода на корабле не было ни одного случая грубого нарушения дисциплины. Команда постоянно совершенствовала свою боевую выучку.

14 мая 1905 года крейсер в составе эскадры вошел в Цусимский пролив.

После появления неприятельской эскадры «Аврора» приняла активное участие в сражении. Во время боя с японскими кораблями «Аврора» получила сразу несколько попаданий: сначала 75-миллиметровым снарядом был выведен из строя элеватор подачи и паровой катер; следующий снаряд не разорвался и был выброшен в море комендором А. Н. Кривоносовым. 8-дюймовый снаряд, попавший в стык борта у верхней палубы, уничтожил несколько квадратных метров обшивки и вывел из строя два 75-миллиметровых орудия. От этого попадания загорелись приготовленные к стрельбе патроны; взрыва погреба удалось избежать благодаря самоотверженным действиям стоящих на подаче матросов Тимерева и Репникова. Около 15 часов крейсер был поражён сразу двумя 6-дюймовыми снарядами, попавшими в правый борт в районе носового мостика. Осколками этих снарядов были выведены из строя расчёты двух 152-миллиметровых орудий, а взрывы произвели пожар.

75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. На мгновенье потерявший управление крейсер был возвращён на курс рулевым Цапковым. Капитан 1-го ранга Егорьев получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался.

В это время с «Авроры» была замечена торпеда, попадания которой крейсер едва избежал. В течение боя «Аврора» получила ещё несколько попаданий в носовую и кормовую часть. «Аврора» получила 18 попаданий снарядами среднего и малого калибров. Осколками одного из снарядов были убиты двое и ранены 14 человек прислуги орудий кормового плутонга. Раненый князь А. В. Путятин, находившийся при кормовых орудиях, несмотря на сильнейшую потерю крови, оставался в строю до окончания боя. Когда тяжелораненого мичмана Яковлева проносили мимо орудий, которыми он командовал, молодой офицер повторял: «Братцы, цельтесь хорошенько».

На «Авроре» к этому моменту были следующие потери: один офицер и девять матросов убиты (кроме того, пятеро нижних чинов позже умерли от ран); восемь офицеров и 74 нижних чина получили ранения различной степени тяжести. 57 человек из них были комендорами и орудийной прислугой.

В течение боя на «Авроре» осколками шесть раз был сбит флаг, но его неизменно поднимали на место. К вечеру он был изрешечён, но продолжал развеваться над крейсером.

С наступлением темноты появились японские миноносцы. Чтобы избежать атак, на крейсерах выключили все огни и прекратили стрельбу. Русские корабли часто были вынуждены уклоняться от торпед, полагаясь на ход и манёвр, открывая огонь только в крайних случаях. Как позже было установлено, в ходе Цусимского сражения «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

За ночь на «Авроре» попытались хотя бы минимально устранить повреждения: мелкие пробоины были заколочены деревянными пробками с ветошью, на крупные наложили щиты с матрасами; переборки затопленных отсеков подкрепляли упорами.

Много работы пришлось на долю медиков крейсера. В эти дни корабельный врач В. С. Кравченко впервые в мире применил рентгеновский аппарат для обследования раненых в корабельных условиях.

21 мая в полдень был похоронен командир «Авроры» Е. Р. Егорьев, гроб с его телом был опущен в море под салют из семи пушечных выстрелов.

Ввиду необходимости срочного исправления повреждений и невозможности продолжения боевых действий крейсер был вынужден зайти в нейтральный порт Манила, где был интернирован, но флага своего не спустил. После окончания ремонта «Аврора» в феврале 1906 года вернулась в Россию.

В годы Первой мировой войны «Аврора» совместно с другими кораблями проводит крейсерские походы на Балтике, прикрывает траление на Або-Оландской шхерной позиции. С июля 1916 г. принимает участие в Моонзундской операции, поддерживает сухопутные войска огнем своей артиллерии. После этого корабль отводят на ремонт в Петроград.

После неразберихи событий Февральской революции к лету 1917 года на «Авроре» начинает действовать ячейка партии большевиков. Понимая значение крейсера в условиях подготавливаемого в Петрограде восстания, Центробалтом было принято постановление о подчинении «Авроры» распоряжениям революционного комитета Петроградского Совета.

В ночь на 25 октября для восстановления движения по разведенному юнкерами Николаевскому мосту и оказания психологического воздействия на охрану моста крейсер вышел на середину реки Невы, а высадившиеся на берег корабельные электрики свели его, выполнив поставленную задачу. Кроме того, крейсер получил задачу дать сигнальный холостой выстрел к штурму Зимнего дворца, в котором находились министры Временного правительства. По радио с «Авроры» было также передано написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!».

После окончания гражданской войны с апреля 1923 года вошел в состав отряда учебных кораблей Балтийского флота и в период 1924–1930 годов совершил несколько заграничных походов. К 10-й годовщине Октябрьской революции «Аврору» наградили орденом Красного знамени.

К 1941 году «Аврору» планировали исключить из списков флота как корабль старой конструкции, но осуществлению этого помешала война.

С началом Великой Отечественной войны «Аврору» включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта. По мере приближения гитлеровских войск к Ленинграду с крейсера на фронт уходили краснофлотцы, было снято практически все вооружение.

В июле 1941 года была сформирована располагавшаяся в районе Дудергофа батарея «А» («Аврора»). В ее составе находились девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. В сентябре 1941 года батарея начла наносить удары по скоплениям противника. Последнее, десятое, 130-миллиметровое орудие, снятое с крейсера, было установлено на бронепоезде «Балтиец».

Немецкая авиация постоянно бомбила «Аврору». 16 сентября во время массированного налёта зенитчики «Авроры» сбили один самолёт. Через пять дней огонь по крейсеру открыла немецкая сухопутная артиллерия. С этого момента комбинированные артиллерийские и авиационные налёты происходили ежедневно. 27–30 сентября крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт, накренившись на правый борт.

Видя флаг, развевающийся над севшим на грунт крейсером, немецкие батареи открывали по нему огонь. В августе 1943 года «Аврора» получила несколько попаданий. При этом осколком снаряда был сбит Краснознамённый флаг. Он был немедленно поднят из воды старшим краснофлотцем А. И. Волковым.

Обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.

В 1984 годы на месте первого орудия батареи «А» в честь подвигов моряков, сошедших на берег и героически защищавших Ленинград, был сооружён мемориал «Морякам-Авроровцам».

С 1948 года крейсер «Аврора» находится на стоянке у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории российского флота. Здесь находится филиал Центрального военно-морского музея и учебная база Нахимовского военно-морского училища. Корабль находится в исправном состоянии. В 1968 году он был награжден орденом Октябрьской революции.

В 2014–2016 годах на корабле произведен ремонт. Был восстановлен исторический облик каюты флагмана, по архивным фотографиям и чертежам, восстановлен православный корабельный храм, упразднённый в 1917 году. В ходе ремонта также создана новая музейная экспозиция, посвящённая крейсеру, как участнику трёх войн: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

0 0 vote
Article Rating

Автор публикации

не в сети 10 часов

Редакция "Законовест"

28
Комментарии: 0Публикации: 161705Регистрация: 22-02-2018
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Copyright © 2018-2020 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x