К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ ТОЛЬКО СУДОМ» НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

на сайт, и вы сможете вступить в группу.
image_pdfimage_print

Судебные системы России и Абхазии переживают сегодня сложный период судебных реформ. При этом в России реформа проходила под лозунгом единообразия правоприменения и толкования  законов, укрепления вертикали судебной власти, что вылилось в объединение Высших судов. В Абхазии – под лозунгом получения полной независимости судебной ветви власти от иных ветвей, а также обретения независимости судей, что вылилось, на практике, в учреждение Конституционного суда РА и в повышение срока пребывания судей  в службе  в 2 раза [1, с. 90–91].

В ст. 68 Конституции РА сказано, что правосудие в Абхазии осуществляется только судом. Дальнейшее развитие данный принцип получил в КЗ РА «О судебной власти», в п. 2 ст. 1 которого закрепляется, что судебная власть осуществляется исключительно судами в лице судей посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства; п. 4 ст. 1 устанавливается запрет на осуществление правосудия иными  органами и лицами, кроме суда и судей, а также издания законов, предусматривающих передачу данных полномочий.

В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ также закреплено положение по осуществлению правосудия только судом. Дальнейшее развитие данное положение получает в ч. 1 ст. 4 Закона «О судебной системе», где закреплено, что правосудие осуществляется только судом и устанавливается запрет на создание чрезвычайных судов.

Положения об осуществлении правосудия только судом содержится и в процессуальном законодательстве России и Абхазии:  ст. 5 ГПК РФ и ч.1 ст.8  УПК РФ и п. 1 ст. 8 УПК РА и ст. 5  ГПК РА.

Необходимо отметить, что сегодня и российскими, и абхазскими учеными-правоведами не уделяется достаточного внимания проблеме осуществления правосудия только судом. Складывается мнение, будто их устраивает, что деятельность по осуществлению правосудия закреплена только за судами.

Впрочем, специализированные государственные органы правосудия – собственно независимые суды, появлению которых во многом способствовало принятие концепции разделения властей, – достаточно новое явление. Чтобы более подробно изучить проблему осуществления правосудия только судами,  обратимся к истории развития судебной системы Российской Федерации и Республики Абхазия.

В доправовой (догосударственный) период говорить о выделении суда в отдельный орган не имеет смысла. Так, фактически он осуществлялся путем народного схода, когда все общество (либо его лучшие представители) защищало себя от посягательств на традиционные устои со стороны преступника [2, с. 118]. Уже в государственный период вначале происходит  консолидация всей полноты власти в руках Суверена, а дальше – передача данных обязательств специализированным органам правосудия.

Для более подробного исследования осуществления принципа правосудия только судом обратимся к истории становления и развития судебной системы в двух выбранных государствах. В России  исследования данной темы проводят по большей части лишь в изучении истории становления непосредственно русской судебной системы, отрицая или игнорируя факт того, что сегодня Россия многонациональная страна, включающая в себя, помимо русского, значительное количество иных коренных народов, также обладающего своей уникальной историей, в том числе и в области построения своей собственной «дороссийской» судебной системы. Касаемо Абхазии также необходимо отметить рост интереса к истории становления абхазского правосудия, однако также практически не изучена проблематика влияния на судебную систему иных народов, проживающих на нынешней территории Абхазии.

Как уже отмечалось выше, после распада СССР фактически и Абхазия, и Россия получили возможность строить свои новые независимые от воли единой власти судебные системы. Впрочем, в виду краха советской скрепляющей идеологии, а также реформации религиозных верований – многие населяющие постсоветское пространство народы попытались искать свою новую идеологию в  морально-этических и религиозных учениях досоветского прошлого.

В области нашего исследования это важно в той части, в которой в соответствии с кризисом старой судебной системы и громоздкостью, дороговизной и зачастую беспомощностью официальной судебной власти – на смену ей  появляется возрождение параллельного «народного правосудия». При этом в Абхазии данный процесс происходит во многом в виду военных действий, а также криминогенного послевоенного состояния в условиях фактически полного развала советской правовой и судебных систем. В России данное явление больше связано с возрождением религии Ислама, а также, частично, и военных действий (внутренних межэтнических конфликтов).

Хотя в Абхазии в последнее время также намечаются значительные тенденции к возрождению ислама, однако, возрождение народного правосудие в целом вызвано кризисом государственности (системным кризисом правоохранительной системы и ростом криминогенной обстановке) в целом характерное для данного периода времени [3], [4], [5]. И хотя проходящая сегодня конституционная судебная реформа призвана изменить данную ситуацию – пока что до ее полной реализации в республики попросту не хватает необходимых средств (материально-технических, кадровых и т.д.) [6, с. 70–72], [7, с. 112–114].

В качестве квазисудебных органов рассматривается не самосуд, а, собственно говоря, народный суд, осуществляющий правосудие в лице группы или единолично (из наиболее авторитетных и знающих представителей народа) на основе норм обычного права или норм шариата.

Практика данных органов существовала как во время независимого абхазского государства, так и во время вхождения в состав соседних великих держав (Турецкой и Российской империй, СССР), а также не прекращена и сегодня во время обретения и признания собственной независимой государственности. В среде абхазского общества и юридического сообщества не стихают диспуты о первостепенном значении обычного права, а также преимуществе морально-этических норм «апсуара» в том числе и над нормами права. Ряд депутатов выступает за дополнение современного абхазского права, в том числе и в части законов, регулирующих судопроизводство, нормами обычного права в части традиционного судопроизводства.

Среди судей нет общего отношения к данной проблеме, так часть судей сегодня в своей практике в целях досудебного регулирования спора использует обычное право, другие же судьи выступают против посягательств норм обычного права на современную европейскую судебную систему, а также указывают на то, что сегодня обычное право и традиционное судопроизводство во многом  мифологизируется хотя бы в силу того, что никакого сколь бы то ни было серьезного исследования в области «апсура» проведено на данном этапе не было.

Впрочем, учитывая все вышесказанное,  нельзя отрицать факта влияния традиционных норм права и морали не только на доправовой период развития абхазского государства, но и на сегодняшние общественные отношения [8, с. 32–33].

В то же время сегодняшние российские исследователи отмечают, что в современной Республике Абхазия плохо работают как сами законы, так и традиционные нормы права, при этом причиной последнего называется стремительная урбанизация, равно как и правовой нигилизм [9], [10]. Причины же первого, очевидно, вызваны, с одной стороны, неисполнимостью судебных решений, а также недоверием населения к суду и общей правовой безграмотностью населения вкупе с отсутствием какой бы то ни было политики государства в данной области.

Обычное право возрождалось не только в Абхазии – практически повсеместно данное явление распространяется на территории всего Кавказа, а также иных российских регионов исконно исповедующих ислам.

Так, в Дагестане с 1980 г. было воссоздано небольшое количество шариатских судов, которые разбирали дела по семейным и наследственным делам и не создавали конкуренции действующим государственным судам. Однако тут под термином шариатское правосудие часто скрывалось применение именно норм обычного права [11, с. 95–96].

После распада СССР происходит и реставрация религий и на волне возрождения ислама начинается и возрождение шариатского правосудия. Так в мусульманских общинах Северного Кавказа были созданы порядка двух десятков Шариатских судов. При этом сегодня шариатский суд зачастую представляет собой имам (дибир/эфенди) соборной мечети, который по пятницам выполняет обязанности местного кади и председательствует на заседаниях совета старейшин общины [12].

Интересными являются и попытки отдельных субъектов Российской Федерации объединить законодательство России и ее субъектов с обычным правом и ввести нормы обычного права в судебную систему.

Так, например, из Уголовного Кодекса РФ в 1996 г. были изъяты статьи 212, 235 закрепляющие положение, согласно которому учреждение Шариатского суда признавалось преступлением. Однако, несмотря на декриминализацию, Шариатские суды все еще не признаются Российской Федерацией. В Чеченской Республике в 1996 г. учреждаются Шариатские суды. А в Республике Ингушетия в п. 3 ст. 8 Закона «О мировых судьях» от 1997 г. говорится, что судья мирового суда при осуществлении своей деятельности обязан учитывать «обычаи и традиции народа Ингушетии, нормы обычного права (адата) и шариата». Впрочем, данное положение действовало лишь до 2000 г.

Ярким примером возрождения мусульманского права в Российской Федерации на современном этапе является интервью по российскому телеканалу «РЕН-ТВ» адвоката Дагира Хасавова, предложившего создать суды шариата, которые будут решать судебные дела (внутрисемейные и по наследственному праву) между мусульманами на основе норм мусульманского права, что, в принципе, должно разгрузить общие суды [13].

З. М. Гаджиева отмечает, что хотя суды шариата официально и не действует на территории Российской Федерации, однако оказывают «большое влияние на правоприменительную практику, правовое сознание граждан и их отношению к религии. Шариатский суд способствует правильному толкованию заветов и возможности применения их в юридически значимых жизненных ситуациях, что позволяет избежать противоречий между светскими законами и законами ислама» [14, с. 235].

В последнее время идея создания суда шариата набирает популярность и в Абхазии, особенно в свете возвращения на родину потомков махаджиров (абхазцев, выселенных царской властью после присоединения Абхазского Княжества к Российской Империи за участие в Лыхнынском и Странном восстаниях, а также в Кавказской Войне). В настоящее время они проживают на территории ряда как мусульманских стран (Турция, Сирия, Иордания и т.д.), так и в Израиле. При этом стоит отметить, что в последнее время количество репатриантов существенно возросло в виду кризиса на среднем востоке в связи с гражданской войной в Сирии.

Также стоит отметить, что даже в Израиле у черкесов, палестинцев и иных национальных групп, исповедующих ислам, есть право пользоваться судом Шариата для разрешения брачно-семейных проблем. При этом члены абхазской диаспоры, обитающие за рубежом, ожидают, что и на их родине действуют подобные порядки.

Суд Шариата рассматривает ряд вопросов регулирующий личный статус мусульман на территории Израиля в соответствии с ст. 52דבר המלך במועצה על  ארץ-ישראל, 1922 עד 1947 [15]. При этом характерно что Шариатскому суду подведомственны только дела по вопросам брака (заключение, развод), усыновления и наследства. Иные вопросы, а также вопросы, возникшие у лиц, которое не исповедует религию другого (в данном случае не является мусульманином), рассматриваются судом по семейным делам.

Шариатский суд в Израиле состоит из двух инстанций: окружного шариатского суда (всего в количестве восьми), Шариатского апелляционного суда (в Иерусалиме). В компетенцию последнего входит рассмотрение апелляций на решения судов первой инстанции.

Для иудеев действуют «раввинские суды», которые подчинены не министерству юстиции, а министерству по делам религий [16]. Иными словами, религиозные суды имеются и у других современных, в том числе развитых демократических, стран, таких, например, как Израиль, где с успехом решаются брачно-семейные и наследственные дела.

Данные тенденции характерны не только для Российской Федерации, Республики Абхазии и прочих стран постсоветского пространства, таких, например, как Казахстан, Киргизстан, но и для стран Африки, Океании и Латинской Америки, где идет процесс по включению традиционного обычного права коренных народов в судебную систему. Такие «суды» обычно официально не включены в государственную судебную систему, а разбирают внутренние проблемы между членами одной родоплеменной группы.

Список использованных источников

  1.  Логинов А. В. Современное состояние судебных систем Российской Федерации и Республики Абхазия в свете последних судебных и конституционных реформ // Евразийский юридический журнал. 2015. № 2 (81). С. 89–91.
  2. Логинов А. В. Обычное право абхазцев: судопроизводство в народных судах в доправовой период // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-3 (53). С. 116–119.
  3. Абхазские журналисты связали смену главы МВД с разгулом преступности [Электронный ресурс] // Кавказский узел : [сайт]. [2017]. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/311040/ (дата обращения: 10.09.2017).
  4. В Общественной палате обсудили криминогенную обстановку в Абхазии [Электронный ресурс] // Эхо Кавказа : [сайт]. [2017]. URL: https://www.ekhokavkaza.com/a/28575698.html (дата обращения: 10.09.2017).
  5. Генпрокуратура: В первом полугодии 2017 г. в Абхазии имело место ухудшение криминогенной обстановки [Электронный ресурс] // Абхазия- информ : [сайт]. [2017]. URL: http://abkhazinform.com/item/6313-genprokuratura-v-pervom-polugodii-2017-g-v-abkhazii-melo-mesto-ukhudshenie-kriminogennoj-obstanovki (дата обращения: 10.09.2017).
  6. Логинов А. В. К некоторым проблемам судебной реформы в Республике Абхазия в контексте построения собственной судебной системы в свете российской судебной реформы [Электронный ресурс] // Вестник Владикавказского научного центра. 2017. Т. 2017, № 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28862433 (дата обращения: 25.10.2017).
  7. Логинов А. В. Эволюция конституционной юстиции в Российской Федерации и Республике Абхазия [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-2 (54). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-konstitutsionnoy-yustitsii-v-rossiyskoy-federatsii-i-respublike-abhaziya (дата обращения: 10.11.2017).
  8. Логинов А. В. Проблема соотношения действия институтов обычного права в средние века и в современном абхазском обществе // Вестник Владикавказского Научного Центра. 2015.Т. 15, № 1. С. 31–33.
  9. Кмузов Б. Антон Кривенюк: Новую власть Абхазии ждет разочарование [Электронный ресурс] // newcaucasus.com : [сайт]. [2014]. URL: http://newcaucasus.com/politics/12150-anton-krivenyuk-novuyu-vlast-abhazii-zh.html (дата обращения: 13.05.2017).
  10. Кравцов А. Самоорганизация народа [Электронный ресурс] // Кавполит : [сайт]. [2015]. URL: http:// kavpolit.com/articles/samoorganizatsija_naroda-18749/ (дата обращения: 13.11.2017).
  11. Ярлыкапов А. А. Кризис национальной идентичности в современном Дагестане: актуализация этнополитических проблем // Трансформация этнической идентичности в России и в Украине в постсоветский период. М., 2013. 347 с.
  12. Махкама шария (шариатский суд) [Электронный ресурс] // Кавказский узел : [сайт]. [2009]. URL: http://m.kavkaz-uzel.eu/articles/151786/?page=2 (дата обращения: 20.11.2017).
  13. Шариатский суд идет [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wAtllaryJm8 (дата обращения: 13.10.2017).
  14. Гаджиева З. М. Шариатский суд (преступление и наказание) // Вестник БГУ. 2011. № 2. С. 233–235
  15. 1947 [Электронный ресурс]. URL: http://www.justice.gov.il/Units/BetDinDroziLerorim/hukimtakanot/ דבר המלך במועצה על ארץ ישראל.pdf. Доступ с официального сайта Министерства Юстиции Израиля.
  16. Правительство утвердило отмену реформы гиюра и перевод раввинских судов под контроль ультраортодоксов [Электронный ресурс] // NEWSru.co.il: новости Израиля : [сайт]. [2015]. URL: http://newsru.co.il/israel/05jul2015/giur_509.html (дата обращения: 13.10.2017).

Логинов Анатолий Викторович

Абхазский государственный университет, г. Сухум, Республика Абхазия

Автор публикации

не в сети 1 день

Редакция "Законовест"

28
Комментарии: 0Публикации: 161729Регистрация: 22-02-2018
Copyright © 2018-2020 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля