Из практики работы прокуратуры Республики Коми по рассмотрению обращений граждан о реабилитации жертв политических репрессий

на сайт, и вы сможете вступить в группу.
image_pdfimage_print

На протяжении многих лет в органы прокуратуры поступают заявления от граждан и организаций по вопросам реабилитации. Так, в 2020 г. в прокуратуре Республики Коми разрешено 38 таких обращений, по итогам их рассмотрения заинтересованным лицам выданы 3 справки о реабилитации. В первом полугодии 2021 г. прокуратурой республики разрешено 27 таких обращений, выданы 2 справки о реабилитации, а всего за истекший период 2021 г. выдано уже 8 справок о реабилитации.

В Законе Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1  «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон) указано, что за годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Целью данного Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Решения о реабилитации принимаются органами прокуратуры и органами внутренних дел.

В соответствии со ст. 6 Закона заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя.

В органы внутренних дел подаются заявления в отношении лиц, указанных в пункте «в» статьи 3 Закона. Речь в этой номер закона идет о людях, подвергнутых в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», по национальному признаку, а также иным ограничениям прав и свобод.

В органы прокуратуры подаются заявления в отношении прочих репрессированных, когда лица были осуждены за государственные и иные преступления; подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ — ОГПУ, УНКВД — НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции; необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение; необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям; признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

Зачастую жертвами политических репрессий признавались лица, осужденные по политическим мотивами за антисоветскую агитацию и пропаганду. К примеру, в 2021 г. по обращению жителя г. Сыктывкара прокуратура республики признала подвергшимся политическим репрессиям государства уроженца г. Усть-Сысольска Латкина С.О.

Он был приговорен к расстрелу по постановлению Коллегии ОГПУ от 18 апреля 1927 года по ст. 58-2 УК РСФСР, предусматривавшей уголовную ответственность за вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности,  с целью насильственно отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории. При этом изучение материалов уголовного дела указало на отсутствие достаточных и необходимых доказательств совершения им указанного преступления.

Прокуратура республики при разрешении таких обращений проводит большую работу по оказанию гражданам помощи в установлении сведений о судьбе их родственников, которые отбывали наказания на территории нашей республики.

В качестве примера можно привести проверку по обращению жительницы Курской области об оказании содействия в получении информации о месте отбывания наказания ее отцом Селиховым Т.П. Прокуратура установила, что он был осужден 21 декабря 1945 г. Военным трибуналом войск МВД Московско-Киевской железной дороги по ст. 58-3 УК РСФСР к 7 годам лишения свободы с поражением в правах сроком на 3 года. Наказание он отбывал в Ухтижемлаг МВД СССР. В 1952 году освобожден по отбытии срока наказания и принят на работу заведующим складом в исправительно-трудовом лагере, в 1953 году переведен в Управление кадров Министерства нефтяной промышленности, где проработал до 1954 года, а в дальнейшем был уволен по личной просьбе.

Следует отметить, что срок рассмотрения заявлений о реабилитации отличается от общего и составляет три месяца. Длительность рассмотрения таких обращений обусловлена необходимостью направления запросов во все архивы, расположенные на территории республики, в том числе архивы УФСИН России по Республике Коми, УФСБ России по Республике Коми, МВД по Республике Коми.

Как и любой итог рассмотрения обращения решения органов прокуратуры об отказе в выдаче справки о реабилитации, а также ответы, с которыми заявители не согласны, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Автор публикации

8
Комментарии: 0Публикации: 2240Регистрация: 05-07-2019
Copyright © 2018-2021 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля