ИЗ ИСТОРИИ ЗИМНЕГО ДВОРЦА И ЭРМИТАЖА

на сайт, и вы сможете вступить в группу.
image_pdfimage_print

Строительство известного всем Зимнего дворца в Санкт-Петербурге было начато русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1754 г. Строительство дворца продолжалось до 1762 года. А осенью 1763 г. хозяйкой Зимнего дворца стала новая российская императрица Екатерина II.
Это было пятое по счёту здание зимней резиденции царей. Предыдущие царские зимние дворцы – Свадебные палаты Петра I, Зимний дворец Петра I на углу Невы и Зимней канавки архитектора Георга Маттарнови, переустроенный дворец императрицы Анны Иоанновны и еще раз перестроенный при Елизавете Петровне – ни в какое сравнение с новым проектом не шли. Здание было построено в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. С момента окончания строительства по 1904 год дворец использовался в качестве официальной парадной зимней резиденции российских императоров. По замыслу императрицы Елизаветы Петровны, эта резиденция должна была затмить своим великолепием дворцы монархов европейских государств – здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца составляла порядка 60 тыс. м². В то время это было самое высокое жилое здание в Санкт-Петербурге. На строительстве дворца трудились около 4000 человек. Отделкой роскошных залов и апартаментов дворца занимались лучшие мастера со всей страны. Однако с приходом императрицы Екатерины II в первоначальный проект были внесены изменения, и здание дворца получило элементы архитектурного стиля классицизм.
Императрица отстранила от работ Б. Ф. Растрелли. Отделка интерьеров дворца была поручена архитекторам Ю.М. Фельтену, Ж.Б.М. Валлен-Деламоту и А. Ринальди под руководством личного секретаря императрицы и Президента Императорской академии художеств И.И. Бецкого. Стены дворца по распоряжению императрицы были окрашены «песочною краскою», как во французском Версале или в австрийском Шёнбрунне.
Сегодня Зимний дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Главный парадный фасад выходит на Дворцовую площадь и имеет семь членений. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой.
Подвал дворца использовали под складские помещения или в качестве жилья для слуг. На первом этаже размещались служебные и хозяйственные помещения. Здесь располагалась охрана, находилась квартира коменданта Зимнего дворца.
На втором этаже размещались парадные залы и личные апартаменты императорской семьи. На третьем – селили фрейлин, врачей и ближних слуг. Поскольку эти квартиры являлись служебной жилой площадью, то по распоряжению коменданта или самого императора фрейлин или других приближенных могли переселять из одного помещения в другое. Некоторые из фрейлин, выходя замуж, лишались права проживать во дворце и покидали его; другие жили здесь до своей смерти.
Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в т.ч. и потайных. Длина по фасаду со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году император Николай I издал указ, согласно которому максимальная высота строящихся в Санкт-Петербурге жилых частных зданий не могла превышать 11 саженей (23,47 м), т.е. высоту дворца, хотя напрямую тот в указе не был упомянут.
Этот архитектурный феномен известен сегодня как «Небесная линия Санкт-Петербурга». Благодаря ему с крыши любого здания исторического центра города можно увидеть практически весь город.
Ещё при императрице Елизавете Петровне и по ее высочайшему указу для ловли большого количества расплодившихся мышей во дворец было доставлено 30 котов. Эта традиция поддерживается и сейчас. Известно, что сегодня в подвалах дворца проживает около 50 котов. Создан даже специальный фонд друзей котов Эрмитажа. Есть даже праздник — День эрмитажного кота, который отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают посмотреть котов и условия их проживания вор дворце. Организуется выставка детских рисунков.
8 апреля (или, по другим данным, 11 апреля) 1762 года на Пасху состоялся обряд освящения дворца. Уже на следующий день в него въехал императорский двор.
В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 (по другим данным 225) картин в основном голландско-фламандских мастеров первой половины XVII века общей стоимостью в 183 тысячи талеров. Картины были размещены в уединённых апартаментах дворца, называемых по-французски «Эрмитаж», т.е. место уединения. Они и положили начало собраниям Эрмитажа. В период с 1767 по 1775 год для них было построено специальное здание. Публике разрешалось осматривать картины. Но в 1790-х годах Екатерина II посчитала невозможным, что публика проходит в Эрмитаж через её собственные покои. По императорскому указу была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом— «Аполлонов зал». С помощью этой галереи посетители могли миновать царские апартаменты.
Сегодня Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира. Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов. К примеру, в Парижском Лувре их хранится около 300 тысяч. Если осматривать все 350 выставочных залов музея, то придется пройти не менее 20 километров, а если каждый экспонат рассматривать в течение хотя бы одной минуты, то на осмотр всей представленной коллекции уйдет несколько лет.
29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Как предполагают, произошло это из-за ошибки архитектора Огюста Монферрана при проектировании системы отопления. Пожар не могли потушить три дня. Всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны, как говорят, ничего не пропало. По официальным данным при пожаре погибли 13 солдат и пожарных. Восстановительные работы потребовали громадных усилий, однако дворец был восстановлен за два года. Работами руководил В. П. Стасов, который использовал новые конструкции перекрытий и кровли. В восстановительных работах также участвовали архитекторы А.П. Брюллов, А.Е. Штауберт, И.М. Маевский.
5 февраля 1880 года народоволец С.Н. Халтурин с целью убийства императора Александра II осуществил взрыв в Зимнем дворце. При взрыве одиннадцать солдат из караула было убито и пятьдесят шесть ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.
В 1886 году Зимний дворец был электрифицирован.
9 января 1905 года перед Зимним дворцом была расстреляна мирная рабочая демонстрация, шедшая к царю с петицией. Это послужило началом Революции 1905—1907 годов.
После начала Первой мировой войны в августе 1914 года часть ценных экспонатов была вывезена из дворца в Москву, однако картинная галерея осталась на месте.
В середине октября 1915 года в нескольких залах дворца был размещён военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. За ранеными, находящимися в этом госпитале, ухаживали в том числе и дочери царя Николая II.
В июле 1917 года Зимний дворец стал резиденцией Временного правительства. А в ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 года в дни Октябрьской революции после залпа с крейсера «Аврора» здания дворца были обстреляны картечью из орудий Петропавловской крепости. В 2 часа 04 минуты ночи 26 октября (8 ноября) отряды Красной гвардии, солдаты и матросы окружили дворец, который охраняли юнкера из нескольких училищ в Петрограде и женский батальон, и после небольшой перестрелки взяли дворец. Временное правительство было арестовано. Во многих фильмах штурм Зимнего дворца изображался как грандиозная битва.
Практически сразу после перехода власти к большевикам, 30 октября (12 ноября) 1917 года, Зимний дворец и Эрмитаж были объявлены государственными музеями. Первоначально они именовались Дворцом Искусств. В 1919 году во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».
11 января 1920 года в залах первого и второго этажей дворца состоялось официальное открытие Государственного музея Революции. К ноябрю 1920 года большинство художественных ценностей, эвакуированных в связи с войной в Москву, вернулись в залы дворца. 2 января 1921 года для публики открылись залы картинной галереи, а ещё через год – другие экспозиции Государственного Эрмитажа.
После начала Великой Отечественной войны в подвалах дворца было оборудовано двенадцать бомбоубежищ, они действовали в течение всего периода блокады Ленинграда. До 1942 года в них постоянно проживали около двух тысяч человек. Часть экспонатов из коллекции Эрмитажа не удалось эвакуировать на Большую землю. Они укрывались в подвалах дворца, здесь же находились и экспонаты из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда.
В годы Великой Отечественной войны строения дворца пострадали от обстрелов фашистской артиллерии и бомбардировок авиации. В них попали семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы. Были повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице. Ещё шла война, а 7 ноября 1944 года Зимний дворец и Эрмитаж был частично открыт для посещения.
Цветовая гамма фасадов дворца за годы его существования неоднократно менялась. До конца 1920-х годов сохранялся терракотово-кирпичный цвет. В 1927 году власти города решили окрасить его в серый цвет, затем была выбрана коричнево-серая гамма. Медные скульптуры на крыше решено было окрасить в черный цвет.
С началом Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в целях маскировки дворец был окрашен неброской клеевой серой краской. В 1945—1947 годах комиссия архитекторов, представителей Ленгорисполкома, Государственного Эрмитажа и научных консультантов приняла решение об окраске стен дворца окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента. Колонны, карнизы, междуэтажные тяги и обрамления окон окрашивались белым цветом; лепной декор, капители — охрой. Скульптуры оставались чёрными.
В 1976 году Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория рекомендовала расчистить поверхность скульптур от красочного покрытия для образования естественного слоя патины, которая на тот момент считалась естественной защитой от агрессивного воздействия окружающей среды. Впоследствии медные поверхности были защищена специальным защитным красочным составом.

Автор публикации

не в сети 4 дня

Редакция "Законовест"

29
Комментарии: 0Публикации: 162100Регистрация: 22-02-2018
Copyright © 2018-2021 Законовест. Все права защищены. 16+
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля