НОВЫЙ ГОД В РОССИИ

image_pdfimage_print

Новогодний праздник имеет очень давнюю историю. На Руси Новый год отмечали согласно народным традициям. Жизненный цикл славян до принятия христианства был напрямую связан с природой и сменой времен года. Они связывали празднование Нового года с весенним равноденствием и пробуждением природы после зимнего сна, с приходом весны. В конце Х столетия вместе с христианством летоисчисление в Киевской Руси стало вестись по юлианскому календарю. Год делился на 12 месяцев, которые получили свои имена соответственно погодным условиям. Почти 400 лет новый год начинался с 1 марта (как у древних римлян). К концу XIV столетия назрела необходимость отказаться от константинопольского календаря и перейти на византийский, созданный одновременно с крещением Киевской Руси. В 1492 году указом великого князя Иоанна Васильевича III празднование было перенесено на 1 сентября. В это время собирали оброк, а царь принимал жалобщиков, причем как знатных, так и крестьян. Однако простой народ к нововведению относился равнодушно, а Новый год продолжали связывать с весенним равноденствием. Таким образом, христианство причудливо переплелось с языческими обрядами и действами, создавая особую картину праздников.

В период царствования Петра I празднование Нового года осенью было запрещено. В связи с желанием царя перестроить все на западный манер, оно было перенесено на 1 января. Рождество в России тогда приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю). Новый Год, таким образом, праздновался уже после Рождества. 1 января не приходилось на рождественский пост, который в те времена строго соблюдался всеми, а значит, в праздник люди могли не ограничивать себя в еде и питье.

Поскольку новая столица Российской империи – Петербург еще не был построен, празднование Нового 1700 года в России проходило на Красной площади в Москве. Оно было отмечено парадом и фейерверком. Царь обожал «огненные потехи» и размах, и естественно, простыми фейерверками не ограничивался: так, для подобных представлений начали изготавливать специальные декорации. Помимо салютов, палили из пушек, и вообще, из всего, из чего можно было громко бабахнуть. Главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Впоследствии в Петербурге на площади близ Петропавловской крепости стали устраиваться маскарады. Петр не только сам принимал в участие в народных забавах, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, провинившийся на глазах у всех должен был выпить огромную штрафную чару водки.

После маскарада царь зазывал к себе в императорский дворец до сотни особо приближенных людей. Двери обеденной залы запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через три дня не смог покинуть помещение, и начиналось пиршество. Бражничали до такой степени, что большинство гостей к третьему дню без сил сползали под лавку. Подобное новогоднее застолье выдерживали только самые крепкие.

Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевеловыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а на иноземный, «немецкий» манер — фруктами, орехами, овощами и даже яйцами. Все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки – символом плодородия, орехи – непостижимости божественного промысла, яйца – символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Венчала дерево Вифлеемская звезда. Значительно позже в моду вошли игрушки рождественской тематики. Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве. Поначалу Новый год, на европейский манер, праздновала только знать. Простые люди все также отмечали его осенью или даже два раза. Но, тем не менее, новая дата ассоциировалась у крестьян больше с Рождеством и Святками. Все это тоже наложило свой отпечаток на современный облик праздника.

Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета устраивала во дворце роскошные балы и маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Этот обычай немного трансформировался и дошел до наших дней в детских утренниках.

При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом, получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений.

Традиционный сейчас новогодний напиток – шампанское стал популярен в России в начале XIX века. Сначала россияне воспринимали игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико», не ведая того, что тем самым способствуют процветанию предприятия. Слава о качестве вина разнеслась по всей России. Уже через три года дом «Мадам Клико» получал из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

Если вся Европа жила уже по новому, григорианскому календарю, то в России этого перехода не было до 1918 года. Это привело к тому, что даты праздников сдвинулись почти на две недели.

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. Если раньше для украшения использовалось любое дерево – вишня, яблоня, береза, то в середине XIX века наряжать стали уже только елки. А уже в конце века этот обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях. А в 1852 году в Екатерингофском парке Петербурга была установлена первая публичная ель. Это новогоднее дерево уже можно было встретить не только в столице, но и в уездных городах, в домах помещиков и мещан. К празднику на рынках уже продавали срубленные елочки.

В это время Новый год в России становится еще ближе к народу и постепенно приобретает знакомые нам черты. Но, в 1914-ом году, Синод называет елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу» и запрещает ее.  Это было связано с антинемецкими настроениями, вызванными Первой Мировой войной. Запрет на елки был снят лишь через много лет после войны, при новом государственном устройстве. 

В начале ХХ века для детей стали устраивать елки с обязательными подарками. Для народных развлечений строились ледяные дворцы и горки, давались бесплатные спектакли.

В 1918 году Советская Россия по ленинскому указу перешла на Григорианский календарь, который к тому времени обогнал Юлианский уже на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). После смерти В. И. Ленина И. В. Сталин запретил не только елку и Рождество, но и весь праздник, назвав его «позорным наследием царского режима». Существовали даже специальные проверки, которые карали тех, кто ставил елку на Новый год, и хоть как-то уделял внимание празднованию. В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью – елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья советского партийного и государственного деятеля П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!». И тут оказалось, что Новый Год – это чудесный праздник, который к тому же может лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов – в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома граждан СССР. С 1936 года в Москве, устанавливается самая главная детская ёлка России в Кремле. В 1937 году у сурового и строгого Деда Мороза, который был знаком всем еще с 1910 года, появилась внучка Снегурочка, помогавшая ему устраивать праздник детям. А с 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим.

К Новому году быстро набравшее популярность телевидение обычно готовило обширную развлекательную программу, а в 1962 году на экранах телевизоров впервые появилась праздничная программа «Голубой огонек». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы. В 1991 году после почти 75-летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово.

Автор публикации

Комментарии: 0Публикации: 76Регистрация: 15-07-2018

Оставить комментарий

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля