365 ЛЕТ ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЕ

image_pdfimage_print

18 января (8 января по старому стилю) 1654 года в городе Переяславль (сегодня Переяслав-Хмельницкий) на Переяславской Раде представители украинского народа приняли решение о присоединении Украины к России.

Украинские земли в XIV– XVII веках находились под контролем  Великого княжества Литовского, Речи Посполитой (Польши), Венгерского королевства, Османской империи и Московского государства. Крым, прежде находившийся под влиянием Византии и Руси, попал в руки татар. Наибольшая часть Украины – от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска – оставалась под властью Речи Посполитой. Завоевание Москвой в 1500–1503 годах принадлежащих Литве северных княжеств с центром в Чернигове усилило тяготение части православного украинского населения к Московии.

При этом сохранялись значительные различия между находящейся на западе Украины Галицией, принадлежавшей уже в XIV веке Польше, и областями на востоке и юге, которые были частью Великого княжества Литовского, но в большей степени сохраняли своё своеобразие, и прежде всего приверженность православию. В то время как знать постепенно вливалась в ряды шляхты Польского королевства и переходила в католичество, крестьянское население повсеместно сохраняло свою православную веру и язык. Часть крестьянства была закрепощена. Значительные изменения происходили и среди городского населения, которое частично вытеснялось поляками, немцами, евреями и армянами. Люди, населявшие украинские территории, испытывали административные и религиозные притеснения со стороны польской шляхты. Всяческое давление  оказывало на них также и Крымское ханство, которое формально считалось союзником Украины.

Усиливающийся гнёт шляхты вынуждал украинские крестьянские массы бежать на юг и юго-восток региона. В нижнем течении Днепра, за Днепровскими порогами, в начале XVI века возникло казацкое сообщество, которое все же находилось в определенной зависимости от Польско-Литовского королевства – Запорожская Сечь. Сечь представляла собой республику во главе с гетманом, опиравшимся на казацкую старшину (верхи, противостоящие «голытьбе»). Именно это украинское казацкое общество сыграло в середине XVII века решающую роль в политическом развитии Украины.

В XVI–XVII веках на стремление поляков установить полный контроль над Сечью казаки ответили рядом мощных восстаний против шляхты и католического духовенства.

В 1648 году  восстание возглавил гетман Богдан Хмельницкий.

Запорожская Сечь поддерживала дипломатические отношения и заключала временные военно-политические союзы со многими государствами – Крымским ханством, Османской империи, Московским государством, Валахией (Молдавией) и др. К концу шестого года этой войны в результате непрерывных боев с польскими войсками и вероломных набегов крымских татар целые области Украины были опустошены. Возникшее украинское государственное образование было слабым и не могло в одиночку противостоять Польше. Перед Б. Хмельницким и представителями высшего казацкого круга встал вопрос выбора союзников. Постоянные измены Крымского ханства, их склонность к сепаратным переговорам с поляками, ненадежность со стороны других союзников толкали гетмана на поддержание тесных контактов с Москвой, которая была заинтересована в росте влияния на Украину. Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство.

Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства. Для ведения переговорного процесса из Москвы 9 (19) октября 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином В. В. Бутурлиным, окольничим Алферьевым и думным дьяком Лопухиным принять Украину под высокую руку государя. 31 декабря 1653 года (10 января 1654 года) посольство прибыло в Переяславль.

Украинский гетман созвал на 18 января (8 января по старому стилю) 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что она была объявлена «явной всему народу», т. е. открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты.

Н. И. Хмелько. Навеки с Москвой, навеки с русским народом

Открывая Раду, Б. Хмельницкий обратился к собравшемуся народу с речью, в которой напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Согласно дошедшим до наших дней источникам, гетман говорил:

«Господа полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый – царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй – хан крымский; третий – король польский, четвертый – православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога».

В своей речи Хмельницкий сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал к украинскому народу посольство и призвал к единению с братским русским народом. Представители украинского народа встретили этот призыв гетмана возгласами: «Чтоб есми вовеки вси едино были!» В своем обращении от имени Рады к Алексею Михайловичу Богдан Хмельницкий впервые именует русского царя государем «Великой и Малой России». Прочитаны были и условия договора. Смысл его был таков: вся Украина, казацкая земля (приблизительно занимавшая территории нынешних Полтавской, Киевской, Черниговской, большую часть Волынской и Подольской областей), присоединялась под именем Малой России к Московскому государству, с правом сохранять свой особый суд, управление, выбор гетмана вольными людьми, право последнего принимать послов и сноситься с иноземными государствами, неприкосновенность прав шляхетского, духовного и мещанского сословий. Дань (налоги) государю должна платиться без вмешательства московских сборщиков.

Уже 17(27) января В. В. Бу­тур­лин при­вёл к при­ся­ге Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу зна­чительную часть жи­те­лей Кие­ва («ки­ев­ских жи­лец­ких вся­ких лю­дей»). Представители московского посольства побывали затем  в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По разным данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола (женщины и крестьяне к присяге не приводились). В феврале 1654 года в Москву было отправлено посольство из представителей высшей казацкой старшины для переговоров об условиях вступления Украины в состав Русского государства. Результаты переговоров нашли выражение в так называемых Статьях Богдана Хмельницкого и жалованных грамотах русского правительства.

Вско­ре по­сле Переяславской рады официальный ти­тул русского ца­ря был из­ме­нён: в нём сло­ва «всеа Ру­сии» за­ме­не­ны на «всеа Ве­ли­кия и Ма­лые Ру­сии (Рос­сии)», к ти­ту­лу го­су­да­ря до­бав­ле­но «Ки­ев­ский» и воз­вра­ще­но «Чер­ни­гов­ский» [все из­ме­не­ния и до­пол­не­ния впер­вые упот­реб­ле­ны Б. М. Хмель­ниц­ким в пись­ме к Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу от 8(18).1.1654]. Ука­зом ца­ря от 21(31).3.1654 из­го­тов­ле­на боль­шая гос. пе­чать из се­реб­ра «с но­во­при­бы­лы­ми тит­ла­ми» для скре­п­ле­ния ею жа­ло­ван­ных гра­мот За­по­рож­ско­му вой­ску.

Заключение Переяславского договора немедленно поставило Россию перед войной с Речью Посполитой. Русско-польская война продолжалась до 1667 года, когда было заключено Андрусовское перемирие, по которому Польша отказывалась от Смоленска и Чернигова и признавала русское владение над левобережной Украиной. Киев был передан России только на два года, но Россия смогла удержать его за собой, что было закреплено договором 1686 года («Вечный мир»). Переяславская Рада не могла тогда решить всех проблем украинского народа.  Главным достоинством Москвы в глазах простого украинского народа стало исчезновение с украинской земли, ставшей подвластной русскому царю, польских панов и их крепостного права. Но она показала духовное единство двух родственных народов, а также добровольное желание одного из них быть вместе с другим народом, находиться под его защитой. О какой же оккупации, угнетении или унижении может идти сейчас речь?

Автор публикации

5
Комментарии: 0Публикации: 79Регистрация: 15-07-2018

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля