18 февраля – День транспортной полиции МВД России

image_pdfimage_print

Полицейские подразделения, обеспечивающие правопорядок и безопасность на объектах  транспорта – железнодорожном, воздушном и водном, –занимают особое положение в структуре органов внутренних дел России. Круг решаемых ими задач весьма широк и сложен. Здесь объединены функции нескольких служб: обеспечение порядка и раскрытие преступлений на объектах транспортной инфраструктуры, охрана пассажиров и грузов, предотвращение террористических актов, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, пресечение незаконной миграции,  предотвращение экологических преступлений.

Декрет ВЦИК «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог» от 18 февраля 1919 года узаконил создание этих специализированных органов тогдашней советской милиции, которая в послереволюционные годы боролась с бандитизмом, обеспечивала охрану грузов и пассажиров. На самом деле история правоохранительных органов России на транспорте берет начало в XVIII веке, когда в Петровские времена полицмейстерские канцелярии Санкт-Петербурга и Москвы в том числе и выполняли обязанности по охране перевозимых на гужевом и водном транспорте грузов.  Указом Сената Российской империи от 11 августа 1732 года,  полиции было поручено выполнять обязанности по борьбе с наводнениями и наблюдением за содержанием мостов в надлежащей исправности.

В 1809 г. императором Александром I был издан манифест «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями». Он предусматривал в том числе создание системы полицейской охраны перевозок. Транспортная полиция охраняла специальные грузы, осуществляла таможенный контроль и конвоирование заключенных, вела розыск беглых крепостных крестьян, осуществляла контроль за безопасностью путей сообщения и их исправным состоянием, вела наблюдение за проживающими в Российской империи иностранными подданными, боролась с хищениями денежных и иных средств, выделяемых государством на строительство железных дорог. Учитывая важность железнодорожных сообщений для экономики России и их протяженность, 16 марта 1867 года охрана и обеспечение безопасности и порядка в этой области были поручены жандармским полицейским управлениям Отдельного корпуса жандармов. Жандармы при этом должны были не только патрулировать вокзалы и охранять поезда, но также следить за соблюдением техники безопасности на железнодорожном транспорте, включая техническое состояние составов и путей.

В связи с расширением Санкт-Петербурга как столицы государства и развитием в нем торговли, появилась необходимость обеспечивать порядок и на водных путях. 27 июня 1867 года в Российской империи была создана речная полиция.

Февральская, а затем Октябрьская революции 1917 года повлекли за собой уничтожение всех правоохранительных органов царской России. Восстановление подобных структур и создание новых, необходимых государству и экономике, проходило долго и тяжело.

С развитием воздушного транспорта в СССР и случаями воздушного бандитизма – нападениями вооруженных преступников на пассажиров и экипажи самолетов, угоны воздушных судов органы внутренних дел стали принимать участие в осуществлении предполетного и послеполетного контроля пассажиров и багажа, а также сопровождении воздушных судов.

Сегодня в ведении сотрудников органов внутренних дел на транспорте очень большое хозяйство – 17 железных дорог, более 500 железнодорожных вокзалов, 1942 железнодорожных моста, 139 туннелей, более 300 путепроводов, 203 аэропорта, 62 морских и 119 речных портов, большое количество гидротехнических сооружений и многое другое.

Автор публикации

5
Комментарии: 0Публикации: 76Регистрация: 15-07-2018

Оставить комментарий

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля